30 июня
Александра Медведева

Первые мулы пришли в Центральную Европу вместе с римлянами

4.2

Анализ костей зубов и ДНК, выделенной из останков копытных, обнаруженных на территории римских и кельтских поселений Центральной Европы, показал, что римляне первыми завезли мулов в этот регион. До этого единственным верховым животным местных народов была лошадь.

До конца железного века кельты, населявшие северные альпийские предгорья, разводили исключительно лошадей. Эти животные, которых в основном использовали во время войны, ценились очень высоко, и позволить их себе могла лишь знать. Незадолго до Рождества Христова римляне заселили северные районы Альп, с собой они привели мулов из Средиземноморья.

Гибридов лошади и осла использовали как вьючных и рабочих животных, их ценили за силу, выносливость и способность эффективно передвигаться по горам. Кроме того, мулы были менее прихотливы к еде, чем лошади, и реже болели.

До сих пор начало экономического и военного использования мулов народами, живущими на севере Альп, вызывало споры у ученых. Даже экспертам бывает сложно точно различить останки лошадей, ослов и их гибридов, мулов и лошаков, друг от друга. Большинство частей скелета животных этого семейства слишком похожи.

Теперь ученые из Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана (Германия) и Венского университета (Австрия) проанализировали образцы ДНК, выделенные из останков более чем 400 представителей семейства Лошадиные, обнаруженных в одном кельтском и семи римских поселениях в северных провинциях Римской империи, на территориях современных Южной Германии, Восточной Швейцарии и Австрии. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science.

Ученые сравнивали результаты генетического анализа и традиционных методов определения видов по морфологии, форме и размеру зубов нижней челюсти и отдельных костей. Оказалось, останки мулов присутствовали только в римских поселениях. Таким образом, именно римляне стали первыми, кто начал разводить мулов в Центральной Европе. Кроме того, исследования показали, что мулов можно точно определить не только по их ДНК, но и по особенностям малых коренных зубов — премоляров.

Зачастую точная идентификация гибридов лошади и осла зависит от доступа к коллекциям скелетов, позволяющих сравнивать их с археологическими находками. ДНК не всегда достаточно хорошо сохраняется в останках, чтобы по ней точно определить вид животного. Поэтому создание разнообразных коллекций естественной истории также необходимо для исследования культур прошлого.