Орбитальная станция TGO приготовилась к тестовым наблюдениям — Naked Science
18.11.2016
Редакция Naked Science

Орбитальная станция TGO приготовилась к тестовым наблюдениям

Космический аппарат Trace Gas Orbiter (TGO) проведет тестовые наблюдения на околомарсианской орбите с 20 по 28 ноября. Об этом сообщается в пресс-релизе Европейского космического агентства (ЕКА).

Первые наблюдения TGO проведет с помощью детектора нейтронов FREND. В его задачи войдет оценка присутствия на Марсе подповерхностного льда. Глубина проникновения нейтронов при этом составит один-два метра, что в десять раз превышает показатели аналогов. Работа детектора (головной исполнитель — Институт космических исследований Российской академии наук, ИКИ РАН) продолжается с начала миссии, однако его калибровка до сих пор не проводилась.

Помимо FREND, участие в испытаниях примут три других прибора: спектрометрические комплексы NOMAD и ACS и камера высокого (4,5 метра на пиксель) разрешения CaSSIS. В ходе теста ACS и NOMAD проанализируют атмосферу Марса на предмет следовых газов, в том числе метана — его наличие может указывать на биологическую активность или гидротермальные процессы. Спектрометры будут работать в двух режимах: во время восхода и заката.

Приборы TGO. / © ESA

Камера CaSSIS позволит получить динамические и геологические данные по источникам, обнаруженным NOMAD и ACS. Во время двух ближайших витков (TGO покрывает дистанцию между минимальной и максимальной точками орбиты за 4,2 дня) камера сделает пробные снимки марсианской поверхности, а также проведет наблюдения ближайшего спутника планеты — Фобоса. Высокоэллиптическая орбита поможет запечатлеть объекты с минимального и максимального расстояний.

Переход TGO на околомарсианскую орбиту начался 19 октября, после отделения спускаемого модуля «Скиапарелли». В результате аппарат получил вытянутую эллиптическую орбиту с высотой малой и большой оси в 230–98000 километров над поверхностью планеты. Основная миссия начнется с переходом на орбиту, близкую к круговой, когда высота над поверхностью составит около 400 километров. Согласно плану, это состоится к марту 2018 года.

Испытания проводятся в рамках программы «ЭкзоМарс», включающей в себя две миссии, главной целью которых заявлен поиск следов жизни на Марсе. Первый этап проекта начался 14 марта 2016 года, когда была запущена станция «ЭкзоМарс-2016», состоящая из TGO и «Скиапарелли». Следующий этап предполагает доставку на Красную планету ровера и поверхностной платформы. Его начало запланировано на июль 2020 года.