17.09.2020
6 974

В Саудовской Аравии обнаружены следы, оставленные людьми 120 тысяч лет назад

5.3

Окаменевшие следы нескольких ног у берега древнего озера Алатар в аравийской пустыне указали на ранние миграции человека разумного за пределы Африки.

Отпечатки животного из Алатара
Отпечатки животного из Алатара / ©Stewart et al., 2020

Около 120 тысяч лет назад группа людей остановилась у берега неглубокого озера, существовавшего тогда на территории нынешней Саудовской Аравии. На водопой сюда приходили весьма крупные животные — дикие верблюды, буйволы и слоны, — но наши предки не стали задерживаться надолго и отправились дальше в своем долгом пути по Евразии. Реконструкция этих древних событий представлена в новой статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Сегодня на севере Аравийского полуострова находится безводная песчаная пустыня Нефуд. Однако в то далекое время эта местность больше напоминала травянистую африканскую саванну, откуда выдвинулись мигрировавшие группы людей. Ученые исследовали осадочные породы у ныне пересохшего озера Алатар (Alathar), которое тогда еще было полным влаги.

Слева — один из найденных в Алатаре следов человека. Справа — трехмерная карта отпечатка / ©Stewart et al., 2020

Обнаруженные в этих породах отпечатки ног людей и животных были датированы по вынужденной фотолюминесценции кристаллов кварца: со временем они накапливают дефекты, которые под действием определенных лучей испускают «вторичное» излучение. По его интенсивности и устанавливают возраст образцов, который в этом случае составил около 120 тысяч лет. Отметим, что, по одной из версий, именно в это время происходило распространение человека разумного за пределы Африки.

Следы древнего слона (слева) и верблюда / ©Stewart et al., 2020

Из сотен отпечатков, которые обнаружили в Алатаре Мэтью Стюарт (Mathew Stewart) и его коллеги из Института химической экологии немецкого Общества имени Макса Планка, семь были оставлены древними людьми. Форма и расположение четырех из них указывают, что это могла быть группа из двух-трех человек, передвигавшихся совместно. Авторы считают, что это были представители именно нашего вида, а не родственные неандертальцы, которые, насколько известно, в то время на Ближнем Востоке не жили.

По соседству с человеческими найдены и следы диких животных, многие из которых были заметно крупнее своих нынешних потомков, а другие вовсе исчезли. «Похоже, люди приходили к озеру за водой и добычей тогда же, когда и животные», — говорит Мэтью Стюарт. В самом деле, звериных останков здесь обнаруживается предостаточно, а вот каменных орудий никаких нет. Видимо, это показывает, что долговременной стоянки на месте у озера не было.