• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
03.12.2024
Елизавета Александрова
56
191 169

NASA попросило помочь с идеями по спасению астронавта с Луны

5.6

Американская лунная программа «Артемида» предусматривает экспедиции длительностью от нескольких дней до долгих недель и даже месяцев, но луномобиля для передвижения экипажа по поверхности спутника Земли на сегодня нет. Поэтому космическое агентство США продумывает план действий на случай, если астронавты окажутся далеко от базы и кто-то из них внезапно не сможет идти самостоятельно.

Астронавты во время высадки на Луне в рамках программы "Артемида" в представлении художника
Астронавты во время высадки на Луне в рамках программы "Артемида" в представлении художника / © NASA

Первый полет по программе «Артемида» с экипажем намечен на сентябрь 2025 года. Это будет 10-суточный облет Луны. Через год, в сентябре 2026-го, уже запланирована высадка на поверхность с пребыванием там ориентировочно около недели.

В 2033 и 2034 годах рассчитывают провести экспедиции общей длительностью по 60 суток, а миссия «Артемида-10» вовсе должна занять несколько месяцев. Напомним, во времена программы «Аполлон» астронавты проводили на поверхности Луны максимум трое суток (этот рекорд принадлежит экипажу «Аполлона-17»).

Всякое может случиться и во время короткой космической миссии. Разумеется, астронавты «Аполлонов» при подготовке отрабатывали самые разные нештатные ситуации. Если бы вдруг во время работы на лунной поверхности один из двух членов экипажа «вышел из строя», второй должен был оценить его состояние, доложить на Землю и всячески постараться доставить коллегу в посадочный модуль.

Интересно, что, к примеру, во время миссии «Аполлон-15» 1971 года Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин удалялись от своего корабля на несколько километров, но они передвигались на луномобиле. Даже при наличии средства транспорта обездвиженный напарник на Луне — весьма экстремальная ситуация, а без планетохода проблема усложняется еще больше.

С новой программой «Артемида» расклад таков, что осенью 2026 года нужно будет отправляться на Луну, а ровера для астронавтов еще не построили. Весной 2024-го NASA назвало трех финалистов конкурса, которые должны представить свои варианты лунного автомобиля.

Выбрать победителя предстоит только весной 2025 года. Предполагается, что машина будет готова не ранее чем к миссии «Артемида-5», то есть к 2030 году. Значит, экипажам «Артемиды-3» и «Артемиды-4» предстоит работать без транспорта.

Новый лунный скафандр для астронавтов программы «Артемида» Axiom Extravehicular Mobility Suit / © Axiom Space

Поэтому недавно NASA объявило новый конкурс и пообещало 20 тысяч долларов тому, кто разработает систему «пешего» спасения астронавта на Луне. Поставлена задача придумать, как человек на лунной поверхности в «выходном» скафандре и при полном снаряжении сможет без автомобиля переместить своего недееспособного товарища (точно так же «упакованного») как минимум на расстояние двух километров вверх по склону с уклоном 20 градусов.

Согласно сайту открытых конкурсов, где опубликовано объявление NASA, на Земле человек в новом скафандре для миссии «Артемида» Axiom Extravehicular Mobility Suit весит 343 килограмма. На Луне из-за ее слабой гравитации такой вес превращается в 57 килограммов.

Стоит упомянуть, что до сих пор даже самые массивные из когда-либо планировавшихся скафандров не превосходили 175 килограммов. По мнению конструктора скафандров Николая Моисеева, масса 175 килограммов для естественного спутника нашей планеты уже небезопасна.

В любом случае Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США обозначило, что будущая система должна весить не более 23 килограммов (на Земле) и астронавту нужно с ней справиться в одиночку. При этом разработчикам посоветовали учесть, что «Артемида» нацелена на высадки в краю лунной мерзлоты — у Южного полюса.

Напомним, это место выбрали после того, как обнаружилось изобилие залежей водяного льда в полярных регионах Луны. Местность там суровая: температура до минус 203 градусов Цельсия. Соответственно, материалы и электроника должны такой холод выдерживать. Солнце держится низко над горизонтом и отбрасывает длинные тени, видимость сильно затруднена. Кругом глыбы размерами до 20 метров и кратеры шириной в десятки метров. Того, кто найдет способ посреди всего этого спасти человека, объявят и наградят в конце февраля 2025 года.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 16:40
Игорь Байдов

В 2021 году японские астрономы обнаружили в глубоком космосе два объекта с сильной линией поглощения льда. Однако разобраться, что именно представляют собой эти тела, ученые не смогли — не хватило мощности телескопа, с которого вели наблюдения. Исследователи продолжили изучать эти объекты с помощью другого, более мощного инструмента и выяснили, что они могут быть типом светил, которые ранее никогда не наблюдались.

Вчера, 07:51
Юлия Трепалина

Опрос среди владельцев собак показал, какие преимущества и недостатки, связанные с наличием питомцев, представляются людям наиболее существенными.

20 января
Юлия Трепалина

Сниженная концентрация внимания у молодежи побуждает педагогов к внедрению новых, более увлекательных методик, способных поддерживать интерес к обучению у поколения Z. Проведенный на Филиппинах эксперимент показал, что использование специализированных мемов может положительно влиять на успеваемость учеников и их отношение к дисциплине.

20 января
Юлия Трепалина

Сниженная концентрация внимания у молодежи побуждает педагогов к внедрению новых, более увлекательных методик, способных поддерживать интерес к обучению у поколения Z. Проведенный на Филиппинах эксперимент показал, что использование специализированных мемов может положительно влиять на успеваемость учеников и их отношение к дисциплине.

18 января
Елена

Ученые Северо-Западного университета (США) синтезировали новый материал с исключительными свойствами. Очень прочный, но в то же время гибкий и легкий, полученный ими полимер может изготавливаться в больших объемах, а применяться при создании бронежилетов и баллистических тканей.

20 января
Березин Александр

В последние годы в России наблюдается настоящий бум увлажнителей воздуха, причем самое популярное решение — ультразвуковые. Одновременно в научной литературе одна за другой выходят работы о вредности таких устройств: от них в вашей комнате образуется даже больше микрочастиц, чем в воздухе в центре Пекина в плохой день. Альтернативные технические решения лишены подобных недостатков, но и они при неграмотном обслуживании привели к массовой гибели людей в Южной Корее. Тем не менее ученые подчеркивают, что сухой зимний воздух резко поднимает частоту болезней и многих других неприятностей. Что делать, чтобы этого избежать?

13 января
Юлия Трепалина

Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.

14 января
Елизавета Александрова

По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.

27.12.2024
ФизТех

Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.

[miniorange_social_login]

Комментарии

56 Комментариев
-
1
+
Забавный конечно челлендж - придумайте способ доставить раненного на базу быстро как на автомобиле, но без автомобиля. Ну самолетом тогда 😁 На квадрокоптер прицепите. Ах, воздуха нет? Тогда ракету к нему приделайте. Такой же квадрик только на реактивной тяге. Положил на платформу астронавта и вперед. Правда управлять этой хренью будет трудно, ну так компьютеры в помощь. Нету под рукой платформы, даже носилок нет? На скафандр пшикалки эти прицепить. По сути реактивный ранец только автономный или управляемый дистанционно.
-
1
+
В скафандр встраивается надувная оболочка. При наступлении аварийного случая, оболочка надувается газом, астронавт оказывается зафиксирован в центре мягкого шара, диаметром метра два. Коллеги с шутками и приколами катят товарища в сторону базы. По прибытии, сдувают шар, загружают больного в стартовый модуль. Профит.
При 300+ кг, главное, не забывать об инерции!
-
1
+
Бля вы сначала писать научитесь правильно сидите тут космонавтику обсуждаете, ни ни ни, НЕ надо писать, валенки.
Rycckoe Oko
05.12.2024
-
0
+
Ой !! Я предлагаю взять на луну, с собой ПОНИ ,да ! да ! пони это такая маленькая лошадка. Она может быть очень, очень полезна при транспортировке ЛЮБОГО остранаффта.....
Artem Shelyapin
05.12.2024
-
0
+
А чего они сразу на солнце не хотят полететь? Да и вообще задумайтесь как они кучу столько топлива могли убить на один полет в космос а потом на том хилом щупленьком модуле вернутся без топлива.. и где видео возвращений людей?) Мир сошёл с ума..
Автор статьи за идиотов тут всех держит ??))
-
-1
+
Хабарласыңдар NASA менде бар ой жеңіл! екі кмге сұрағандарыңдай ұнаса қабыл болса жұмыс істейміз .
Крайне мало дают, жмоты. Что такое 20 т. $ за спасение жизней космонавтов?
Anton Dubinkin
04.12.2024
-
0
+
Интересно, нельзя ли как на скалу лезть, только горизонтальную. Т.е. альпинистские тросы тянутся от лебедки корабля, прикреплены к астронавту, который отходя дальше от корабля тянет ее за собой. Одной на двоих более чем достаточно. Ввиду небольшой гравитации, тросы будут тащиться легко. Каждые сколько-то сотен метров в поверхность втыкается крюк, который не дает тросу мотыляться. Так можно уйти на много километров и в любой момент активировать лебедку на корабле, которая потащит обратно обоих астронавтов, пусть даже обоих не ходячих. Мысль можно развить дальше, но суть, думаю, понятна. Альпинисты вполне себе на горы так забираются вертикально, поэтому горизонтально, уверен, тоже получится.
    -
    1
    +
    Anton, потянет... А пока будут тащится волочится по поверхности пообдираются, разгерметизируются и задохнуться.
    +
      ещё комментарии
      Anton Dubinkin
      05.12.2024
      -
      0
      +
      это же всего-лишь идея, ее и развить можно. Некий кевларовый щит, который можно развернуть и на нем как на ледянке ехать. Самое главное, что это легко и незатратно совсем.
Nekto Neo
04.12.2024
-
-1
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Nekto, топливо для полёта к Луне не нужно - только для разгона и торможения,+ гравитационный манёвр."Сатурн" на то время был самой мощной рауетой - он мог себе позволить вывести на орбиту заметно больше груза.У Советов тоже создавалась сверхтяжёлая лунная ракета - но после поражения в лунной гонке её забросили.Зато сегодня есть гораздо более мощная ракета у Спейс Икс.Лунный модуль состоял из посадочного и на нём ещё стартовый - по сути кабинка с двигателем.С Луны стартоватьнамного легче,чем с Земли - там не требуется много топлива и особо мощных двигателей.На орбите находил возвратный модуль с третьим членом миссии - он подбирал лунатиков отстёгивал стартовый модуль и летел домой.Опять же - от Луны ему только разгон взять нужно было это не много топлива. Чтоб не попадать в глупое положение,достаточно было бы изучить тему со всеми расчётами и выкладками - там ничего сверхъестественного не было.
    Dmitr Sha
    04.12.2024
    -
    -1
    +
    Nekto, амил с гидразином. Тоесть тетраоксид азота с диамидом, теперь у амеров это будет прямо в кабине аппарата для приЛунения и старта обратно Скакать кузнечиком вместо рОвера новый аппарат поди смог бы, но пришлось бы тащить на Луну ещё и заправщик с топливом
    -
    0
    +
    Nekto, почитайте о "космических скоростях" (первой, второй, т. д.) как появились, для чего нужны и т. п.
Nekto Neo
04.12.2024
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
Кенгуру- попрыгунчик им нужен, сбалансированный для направленных прыжков, и из морозостойких пружин.😂😂😂
    -
    0
    +
    Темирбек, разобьются насмерть от разгерметизации. Скафандр очень сильно ограничивает телодвижения и реактивность движений, что отрицательно влияет на пространственное маневрирование.
Nekto Neo
04.12.2024
-
-2
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Nekto, а аккумуляторы для систем жизнеобеспечения,сама система - баллоны, редуктора,система удаления СО²,система озлаждения-подогрева - климат-контроль,запас воды, связь,системы контроля и прочее-прочее.На полюсе условия сильно суровее и рельеф сложнее - в безопасность надо больше вложиться.Да и во времена первых миссий люди готовы были жертвовать собой,рисковать - сегодня таких энтузиастов нет...
    -
    2
    +
    Nekto, он сделан из свинца. В космосе нет мощного магнитного поля-щита и атмосферы, которые бы отклонял и поглощали солнечную радиацию и фоновое (реликтовое) излучение. С твоим кевларом они хватанут дозу на устойчивые хронические патологии. Помимо этого система обогрева и термоизоляции, чтобы компенсировать потери тепла на инфракрасное излучение.
    -
    2
    +
    Nekto, я ещё забыл сказать что в космосе и на поверхности луны вакуум, и нужна прочная армированая конструкция скафандра, чтобы держать внутри 100 килопаскалей давления, когда снаружи нуль паскалей.
Igor Niko ov
04.12.2024
-
1
+
Мне кажется критический параметр этой задачи спасения это температура в - 203 градуса. Лютый холод для практически любого материала, а помимо прочего ещё для проводки и аккумов. Им там даже в скафандре придётся делать отопитель приличный,чтобы дуба не дать и материалы не потрескались от почти 240 градусного градиента температур!
    -
    0
    +
    Igor, на луне нет атмосферы. От чего они замерзнут? Нету газа с которым бы совершался теплообмен, потери тепла на инфракрасное излучение не достаточные, чтобы городить отопитель-котельную-тэц. А ботинки они итак скорее всего продумали и теплоизолировали.
    +
      ещё комментарии
      Artem Shelyapin
      05.12.2024
      -
      -1
      +
      Илья, они сгорят скорее от зашкаливания магнитного излучения. Оно на 8 км от земли уже 15 показывает, а там уже за 250 переваливает. Ни один скафандр не поможет такое перенести.
        -
        0
        +
        Artem, какое магнитное излучение? Магнитным бывает только поле. 10км от земли - гражданская авиация, никаких скафандров, никто не сгорает, 15-20 км - военные истребители, тоже самое - не сгорают. 35 км над средним уровнем моря - геостационарная орбита, сотни спутников связи, которые что-то опять таки не горят. Да и вообще все эти расстояния не влияют на скафандр, так как преодолеваются на ракете носителем в пилотной кабине/модуле. Первый выход в открытый космос в скафандре выполнил Леонов на высоте 500км. Станция "Мир" кружилась на высоте 350км и с неё выходили космонавты-астронавты в открытый космос в скафандрах и не сгорели что-то...
      Nekto Neo
      05.12.2024
      -
      0
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        -
        0
        +
        Nekto, захотелось людям изучить получше единственный спутник земли. Может найдут чего интересного. По крайней мере понтоваться будут всей страной что вот замогли и сделали уже 2жды, а повторить никто другой не может, немощные государства.
Интересно как они будут возвращаться на Землю ?!
-
3
+
То есть хренову тучу времени назад, американцы спокойно создали ровер, посадочный модуль, спокойно слетали и вернулись. При том что тогда не было таких мощностей компьютера, не было таких технологий. И сейчас в 21 веке они нихрена не могут ничего придумать??? Голимое нае...ово! Они даже сейчас не могут свои двигателя нормально создать, нашими пользуются. А врут что были на луне. Вот жуки колорадские!
    Денис, "То есть хренову тучу времени назад, американцы спокойно создали ровер, посадочный модуль, спокойно слетали и вернулись" Нет, все было не так. Вы просто, видимо, не очень знакомы с историей лунных полетов США. Там были очень большие проблемы с созданием кораблей, модулей (погибли люди), а скафандры вышли такими наспех сделанными, что в них не гнулись колени, и если астронавт в нем упал бы, то сам не смог бы встать, к примеру, да и ходить в них было толком невозможно, отчего пришлось делать луномобили, которые в свою очередь тоже работали с проблемами, отчего их приходилось подшаманивать уже на Луне. "При том что тогда не было таких мощностей компьютера, не было таких технологий. И сейчас в 21 веке они нихрена не могут ничего придумать??? " Не просто могут, но и высадятся на Луне в ближайшие же несколько лет. Вы просто невнимательно читали новость, которую комментируете.
    +
      ещё комментарии
    -
    0
    +
    Денис, хренову тучу времени назад, американцы посадили лунный модуль на экваторе, на дне плоского как стол кратера Море спокойствия., сейчас собираются прилунится на Южном полюсе, где 20 метровые скалы и трещины. Читай внимательно, вникай, анализируй ( не в смысле ковыряй пальцем у себя в анале).
    +
      ещё комментарии
      -
      1
      +
      Ришат, ковыряешься ты во всех своих интимных местах. Я написал, если блять они раньше могли сделать лунный модуль то какого хуя сейчас сложности появились?? Даже если не на ровную поверхность то один хер с нынешними технологиями это в разы легче продумать.
    -
    0
    +
    Денис, а 160 млрд зеленых что потрачены на Аполлон (по нынешнему курсу) все это за павильон в Голливуде отдали? 😁 На Артемиду потрачено в полтора раза меньше и это при том что требования к безопасности полетов значительно возросли. Да и цели Артемида ставит все же более амбициозные - не флаговтык, а "устойчивое присутствие" на Луне. То есть даже если бы технологии тех лет удалось возродить они бы для современных задач не подошли. В скафандрах с негнущимися коленками долго по Луне не поскачешь. Да и с защитой там наверняка были проблемы. Что прокатило для коротких миссий (и несколько раз грозило гибелью) не годится для нынешней программы.
1 2
1 2
04.12.2024
-
3
+
Открыть шлем, сублимировать товарища и уже облегчённого на тачке катить
PAVEL KARAGANOV
04.12.2024
-
-2
+
Вот несколько идей, которые могут помочь в спасении астронавта с Луны: 1. **Использование существующих ресурсов**: Оценка состояния лунного модуля и других ресурсов на месте. Возможно, можно использовать их для временной поддержки жизнеобеспечения или для связи с Землей. 2. **Быстрая миссия спасения**: Разработка плана быстрой спасательной миссии с использованием уже существующих космических аппаратов или модификации запланированных миссий для ускоренного старта и доставки необходимого оборудования и материалов. 3. **Автономные дроны или роверы**: Отправка автономных дронов или роботов, которые могут доставить необходимые запасы, такие как кислород или еда, и помочь в подготовке к эвакуации. 4. **Креативное использование 3D-печати**: Если на Луне есть 3D-принтеры, их можно использовать для создания необходимых инструментов или запчастей, которые могут помочь в ремонте оборудования или поддержании жизнедеятельности. 5. **Удаленная поддержка и инструкции**: Предоставление астронавту инструкций для самостоятельного выполнения ремонта или настройки оборудования, используя удаленную поддержку с Земли. 6. **Новые технологии связи**: Использование спутников или других технологий для улучшения связи и координации между астронавтом и наземными командами. Каждое из предложенных решений требует детального анализа и планирования для оценки его осуществимости и эффективности в зависимости от конкретной ситуации на месте.