Космические внедорожники — Naked Science
8 минут
Редакция

Космические внедорожники

3.4

После долгого перерыва люди планируют новые пилотируемые миссии к Луне и другим небесным телам. Их ждут астероиды, Марс, спутники планет-гигантов... На чем же будут колесить лихие пионеры других миров?

Марсоход
©Wikipedia

Все началось на Луне 

Первый в мире планетоход отправился в первое путешествие по поверхности другого небесного тела в ноябре 1970 г. «Луноход-1» был создан на четырехосной платформе и приводился в движение электромоторами, питавшимися от солнечных батарей. При массе около 750 кг высокой скоростью он не отличался и мог развивать максимум 2 км/ч. 

Путешествие стало эпохальным достижением, и хотя проехал луноход всего 10 км, продлилось оно почти год. За это время аппарат провел огромное количество исследований, передал приличный объем информации и даже успел поздравить женщин с 8 марта, в 1971 г. выведя на поверхности Луны восьмерку. 

 «Луноход-1». Первый в мире / ©Wikimedia Commons

Еще до завершения миссии «Лунохода-1» к нему начали присоединяться «внедорожники» более совершенной конструкции. По сути, это были двухместные лунные купе – роверы LRV, которые запускались в рамках американской программы Apollo и были способны (с учетом лунной гравитации) перевозить до 490 кг. Творение конструкторов Boeing и General Motors снабжалось четырьмя электродвигателями по 0,25 л.с. каждый, так что LRV могли развивать уже рекордную скорость – аж до 18 км/ч. 

Планетоходами LRV с удовольствием пользовались участники лунных экспедиций Apollo 15, 16 и 17. Кстати, при этом у них дважды отваливался щиток пылезащиты, но в одном случае на незначительную поломку просто махнули рукой, а во втором «крыло» временно закрепили скотчем. 

Двухместное лунное купе – Lunar Roving Vehicle / ©NASA

Следующей целью стала грозная Красная планета, куда в 1997 г. в рамках миссии Mars Pathfinder совершил посадку модуль с марсоходом Sojourner. Он имел весьма неплохую по тем временам микроэлектронную начинку: процессор Intel 80C85 с частотой 100 КГц и 512 Кб оперативной памяти. Небольшой аппарат весил всего 15,5 кг, но был оснащен аж 11-ю электродвигателями, которые приводили в движение не только его колеса, но и бортовой спектрометр. 

Sojourner. Отважный малютка-первопроходец / ©Wikimedia Commons

Марс, наши дни 

Новейшая эра в освоении Марса открылась в 2004 г., когда на планете начали работу знаменитые марсоходы-близнецы Spirit и Opportunity. Это были уже намного более мощные аппараты, весящие по 185 кг, с шестью независимыми колесами, достаточно мощным электродвигателем и уже 32-ядерным 20-мегагерцевым процессором повышенной радиационной стойкости. Миссия роверов стала легендой: рассчитанные на 90 дней службы марсоходы проработали много лет, и Spirit завершил работу только в 2011 г., а Opportunity продолжает работу до сих пор! 

Spirit. Его подвиг будет жить в веках / ©NASA

Тем временем на Марсе появился их еще более мощный и совершенный потомок – марсоход Curiosity. Это уже целая автономная химическая лаборатория размерами с микролитражный автомобиль. Трехметровый, 900-килограммовый марсоход питается от радиоизотопного термоэлектрического генератора и демонстрирует уже довольно серьезные внедорожные способности: он может преодолевать препятствия высотой до 75 см. 

Curiosity – это еще и «боевой лазер», способный с расстояния до 7 м испарять небольшие фрагменты породы и анализировать состав образующихся газов / ©NASA

Что дальше? 

Проект американского планетохода нового поколения развивается так бурно, что даже названием уже не привязан ни к какому конкретному небесному телу – что призвано, видимо, подчеркнуть его универсальность. В самом деле, Space Exploration Vehicle (SEV) – это «космический внедорожник» размерами со вполне серьезный пикап, на котором двое астронавтов смогут не только передвигаться, но и жить до двух недель. Здесь есть герметичный отсек с парой кроватей, туалетом и душем. 

Обитаемый модуль устанавливается на внедорожную платформу, которую в NASA не без гордости прозвали «Золотой колесницей». Напоминая земные вездеходы-тягачи, она имеет три пары сдвоенных колес, каждое с собственным независимым приводом и подвеской. По каким бы ухабам ни двигался этот планетоход, его экипажу будет вполне комфортно. Да на нем можно отправляться в полноценный космический отпуск! 

Space Exploration Vehicle. На Луну и дальше! / ©NASA

Впрочем, создается SEV не для отдыха, а для тяжелого труда. На его платформу можно навесить ковш и нож-отвал, получив бульдозер, который отлично справится с расчисткой строительной площадки. Эти аппараты могут стать настоящими «рабочими лошадками» при возведении постоянной обитаемой базы на Луне, а затем – как знать – может быть, и на Марсе. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 09:09
6 минут
Василий Парфенов

Интересным наблюдением поделились сотрудники Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника. Они уже более трех лет следят за жизнью стада одичавших коров, поведение которого сильно отличается от того, что можно наблюдать у домашних сельскохозяйственных животных.

Вчера, 20:58
5 минут
Ольга Иванова

Австралийские ученые узнали, каким образом ограничение белка в рационе влияет на долголетие. Оказывается, дело вовсе не в самих белках.

Вчера, 22:17
4 минуты
Мария Азарова

Пандемия коронавируса, миллионы избыточных смертей, кризис, конфликты — удивительно, но, несмотря на все это, 2020 год не повлиял на приближение человечества к «ядерной полуночи». И стрелки метафорических часов Судного дня ученые решили не двигать.

Вчера, 09:09
6 минут
Василий Парфенов

Интересным наблюдением поделились сотрудники Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника. Они уже более трех лет следят за жизнью стада одичавших коров, поведение которого сильно отличается от того, что можно наблюдать у домашних сельскохозяйственных животных.

Вчера, 20:58
5 минут
Ольга Иванова

Австралийские ученые узнали, каким образом ограничение белка в рационе влияет на долголетие. Оказывается, дело вовсе не в самих белках.

22 января
52 минуты
Александр Березин

Решение Совета по космосу РАН повременить с созданием сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну звучит странно. Куда откладывать лунную ракету, когда в США средство полета туда отправится в космос уже в 2022 году? Если присмотреться к ситуации внимательно, все еще хуже. Starship — не просто ракета для полетов к Луне и Марсу, а технологическое решение, которое навсегда перевернет военно-политический баланс на Земле. Попробуем разобраться, откуда у «Роскосмоса» такое нежелание посылать людей в дальний космос и как прорывной проект Илона Маска может оказаться дорогой к настоящей Звезде Смерти.

4 января
2 минуты
Илья Ведмеденко

В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.

6 января
42 минуты
Александр Березин

Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.

4 января
7 минут
Василий Парфенов

Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: