Космические внедорожники — Naked Science
8 минут
Редакция

Космические внедорожники

После долгого перерыва люди планируют новые пилотируемые миссии к Луне и другим небесным телам. Их ждут астероиды, Марс, спутники планет-гигантов... На чем же будут колесить лихие пионеры других миров?

498141main_drats2009_suitport_hires
©Wikipedia
Все началось на Луне 

 

Первый в мире планетоход отправился в первое путешествие по поверхности другого небесного тела в ноябре 1970 г. «Луноход-1» был создан на четырехосной платформе и приводился в движение электромоторами, питавшимися от солнечных батарей. При массе около 750 кг высокой скоростью он не отличался и мог развивать максимум 2 км/ч. 

 

Путешествие стало эпохальным достижением, и хотя проехал луноход всего 10 км, продлилось оно почти год. За это время аппарат провел огромное количество исследований, передал приличный объем информации и даже успел поздравить женщин с 8 марта, в 1971 г. выведя на поверхности Луны восьмерку. 

 

 «Луноход-1». Первый в мире / ©Wikimedia Commons

 

Еще до завершения миссии «Лунохода-1» к нему начали присоединяться «внедорожники» более совершенной конструкции. По сути, это были двухместные лунные купе – роверы LRV, которые запускались в рамках американской программы Apollo и были способны (с учетом лунной гравитации) перевозить до 490 кг. Творение конструкторов Boeing и General Motors снабжалось четырьмя электродвигателями по 0,25 л.с. каждый, так что LRV могли развивать уже рекордную скорость – аж до 18 км/ч. 

 

Планетоходами LRV с удовольствием пользовались участники лунных экспедиций Apollo 15, 16 и 17. Кстати, при этом у них дважды отваливался щиток пылезащиты, но в одном случае на незначительную поломку просто махнули рукой, а во втором «крыло» временно закрепили скотчем. 

 

Двухместное лунное купе – Lunar Roving Vehicle / ©NASA

 

Следующей целью стала грозная Красная планета, куда в 1997 г. в рамках миссии Mars Pathfinder совершил посадку модуль с марсоходом Sojourner. Он имел весьма неплохую по тем временам микроэлектронную начинку: процессор Intel 80C85 с частотой 100 КГц и 512 Кб оперативной памяти. Небольшой аппарат весил всего 15,5 кг, но был оснащен аж 11-ю электродвигателями, которые приводили в движение не только его колеса, но и бортовой спектрометр. 

 

Sojourner. Отважный малютка-первопроходец / ©Wikimedia Commons

 

Марс, наши дни 

 

Новейшая эра в освоении Марса открылась в 2004 г., когда на планете начали работу знаменитые марсоходы-близнецы Spirit и Opportunity. Это были уже намного более мощные аппараты, весящие по 185 кг, с шестью независимыми колесами, достаточно мощным электродвигателем и уже 32-ядерным 20-мегагерцевым процессором повышенной радиационной стойкости. Миссия роверов стала легендой: рассчитанные на 90 дней службы марсоходы проработали много лет, и Spirit завершил работу только в 2011 г., а Opportunity продолжает работу до сих пор! 

 

Spirit. Его подвиг будет жить в веках / ©NASA

 

Тем временем на Марсе появился их еще более мощный и совершенный потомок – марсоход Curiosity. Это уже целая автономная химическая лаборатория размерами с микролитражный автомобиль. Трехметровый, 900-килограммовый марсоход питается от радиоизотопного термоэлектрического генератора и демонстрирует уже довольно серьезные внедорожные способности: он может преодолевать препятствия высотой до 75 см. 

 

Curiosity – это еще и «боевой лазер», способный с расстояния до 7 м испарять небольшие фрагменты породы и анализировать состав образующихся газов / ©NASA

 

Что дальше? 

 

Проект американского планетохода нового поколения развивается так бурно, что даже названием уже не привязан ни к какому конкретному небесному телу – что призвано, видимо, подчеркнуть его универсальность. В самом деле, Space Exploration Vehicle (SEV) – это «космический внедорожник» размерами со вполне серьезный пикап, на котором двое астронавтов смогут не только передвигаться, но и жить до двух недель. Здесь есть герметичный отсек с парой кроватей, туалетом и душем. 

 

Обитаемый модуль устанавливается на внедорожную платформу, которую в NASA не без гордости прозвали «Золотой колесницей». Напоминая земные вездеходы-тягачи, она имеет три пары сдвоенных колес, каждое с собственным независимым приводом и подвеской. По каким бы ухабам ни двигался этот планетоход, его экипажу будет вполне комфортно. Да на нем можно отправляться в полноценный космический отпуск! 

 

Space Exploration Vehicle. На Луну и дальше! / ©NASA

 

Впрочем, создается SEV не для отдыха, а для тяжелого труда. На его платформу можно навесить ковш и нож-отвал, получив бульдозер, который отлично справится с расчисткой строительной площадки. Эти аппараты могут стать настоящими «рабочими лошадками» при возведении постоянной обитаемой базы на Луне, а затем – как знать – может быть, и на Марсе. 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 12:21
4 минуты
Ольга Иванова

Международная группа ученых сделала рентгеновские снимки грудного отдела тела муравьев, проанализировав их мышцы и внутренний скелет. В результате исследователи выяснили, что сила этих насекомых связана с потерей способности летать.

2 часа назад
4 минуты
Сергей Васильев

Глубоко в носоглотке ученые обнаружили новую — четвертую — пару крупных слюнных желез, о существовании которой ранее никто не подозревал.

2 часа назад
4 минуты
Сергей Васильев

Считается, что система HR 6819 включает две звезды и черную дыру — ближайшую к Солнцу. Однако новые наблюдения показывают, что, скорее всего, черной дыры здесь нет.

Вчера, 12:21
4 минуты
Ольга Иванова

Международная группа ученых сделала рентгеновские снимки грудного отдела тела муравьев, проанализировав их мышцы и внутренний скелет. В результате исследователи выяснили, что сила этих насекомых связана с потерей способности летать.

16 октября
6 минут
Василий Парфенов

Несмотря на устоявшееся мнение, согласно которому газотурбинные двигатели (ГТД) почти достигли технологического совершенства и прироста характеристик более чем на единицы процентов в новых моделях ждать не стоит, инженеры продолжают искать способы радикально их улучшить. Компания GE Aviation уже до конца 2020 года собирается представить предсерийные экземпляры своих революционных силовых установок, которые должны быть на 20% долговечнее, на 35% экономичнее и будут иметь улучшенную на 80% энерговооруженность, чем предыдущие аналогичные модели.

Позавчера, 18:46
4 минуты
Денис Гордеев

Исследователи рассказали, где безопаснее всего сидеть и что может снизить вероятность заражения при встрече с друзьями.

28 сентября
29 минут
Александр Березин

Сентябрь 2020 года принес в Закавказье войну — столкновение Азербайджана и Нагорного Карабаха получило большой размах, общее число жертв, судя по всему, уже перевалило за сотню, а Ереван и Баку объявили мобилизацию (в Азербайджане — частичную). Объективного смысла в войне для самих участников нет. Баку не победит, но и Армения от конфликта ничего не выиграет. Пользу конфликт, однако, объективно принесет Турции, а также тем, кто поставляет в Азербайджан оружие. Возникает вопрос: почему война оказалась возможна, несмотря на дружественную позицию России к Армении, и зачем на нее пошли в Баку? И есть ли у Еревана разумный выход из назревающей бойни?

16 октября
6 минут
Денис Гордеев

Люди со второй и четвертой группами крови с большей вероятностью переболеют Covid-19 в тяжелой форме.

1 октября
39 минут
Александр Березин

После советской эпохи атомные реакторы перестали запускать в космос, но сегодня все постепенно меняется. К атомной энергетике для марсианских колоний примеривается Илон Маск, проекты лунных АЭС прорабатываются в России — и все несмотря на то, что в космосе условия для солнечной энергетики лучше, чем на нашей планете. Что заставляет космическую отрасль все чаще думать об атомных реакторах? Как ни странно, дело в том, что и ядерная энергетика в космосе становится еще важнее, чем на Земле. Попробуем разобраться почему.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: