Космические внедорожники

28 сен 2016 Никита Хрусталев Комментариев: 0

После долгого перерыва люди планируют новые пилотируемые миссии к Луне и другим небесным телам. Их ждут астероиды, Марс, спутники планет-гигантов... На чем же будут колесить лихие пионеры других миров?

4 287
Все началось на Луне 

 

Первый в мире планетоход отправился в первое путешествие по поверхности другого небесного тела в ноябре 1970 г. «Луноход-1» был создан на четырехосной платформе и приводился в движение электромоторами, питавшимися от солнечных батарей. При массе около 750 кг высокой скоростью он не отличался и мог развивать максимум 2 км/ч. 

 

Путешествие стало эпохальным достижением, и хотя проехал луноход всего 10 км, продлилось оно почти год. За это время аппарат провел огромное количество исследований, передал приличный объем информации и даже успел поздравить женщин с 8 марта, в 1971 г. выведя на поверхности Луны восьмерку. 

 

 «Луноход-1». Первый в мире / ©Wikimedia Commons

 

Еще до завершения миссии «Лунохода-1» к нему начали присоединяться «внедорожники» более совершенной конструкции. По сути, это были двухместные лунные купе – роверы LRV, которые запускались в рамках американской программы Apollo и были способны (с учетом лунной гравитации) перевозить до 490 кг. Творение конструкторов Boeing и General Motors снабжалось четырьмя электродвигателями по 0,25 л.с. каждый, так что LRV могли развивать уже рекордную скорость – аж до 18 км/ч. 

 

Планетоходами LRV с удовольствием пользовались участники лунных экспедиций Apollo 15, 16 и 17. Кстати, при этом у них дважды отваливался щиток пылезащиты, но в одном случае на незначительную поломку просто махнули рукой, а во втором «крыло» временно закрепили скотчем. 

 

Двухместное лунное купе – Lunar Roving Vehicle / ©NASA

 

Следующей целью стала грозная Красная планета, куда в 1997 г. в рамках миссии Mars Pathfinder совершил посадку модуль с марсоходом Sojourner. Он имел весьма неплохую по тем временам микроэлектронную начинку: процессор Intel 80C85 с частотой 100 КГц и 512 Кб оперативной памяти. Небольшой аппарат весил всего 15,5 кг, но был оснащен аж 11-ю электродвигателями, которые приводили в движение не только его колеса, но и бортовой спектрометр. 

 

Sojourner. Отважный малютка-первопроходец / ©Wikimedia Commons

 

Марс, наши дни 

 

Новейшая эра в освоении Марса открылась в 2004 г., когда на планете начали работу знаменитые марсоходы-близнецы Spirit и Opportunity. Это были уже намного более мощные аппараты, весящие по 185 кг, с шестью независимыми колесами, достаточно мощным электродвигателем и уже 32-ядерным 20-мегагерцевым процессором повышенной радиационной стойкости. Миссия роверов стала легендой: рассчитанные на 90 дней службы марсоходы проработали много лет, и Spirit завершил работу только в 2011 г., а Opportunity продолжает работу до сих пор! 

 

Spirit. Его подвиг будет жить в веках / ©NASA

 

Тем временем на Марсе появился их еще более мощный и совершенный потомок - марсоход Curiosity. Это уже целая автономная химическая лаборатория размерами с микролитражный автомобиль. Трехметровый, 900-килограммовый марсоход питается от радиоизотопного термоэлектрического генератора и демонстрирует уже довольно серьезные внедорожные способности: он может преодолевать препятствия высотой до 75 см. 

 

Curiosity – это еще и «боевой лазер», способный с расстояния до 7 м испарять небольшие фрагменты породы и анализировать состав образующихся газов / ©NASA

 

Что дальше? 

 

Проект американского планетохода нового поколения развивается так бурно, что даже названием уже не привязан ни к какому конкретному небесному телу – что призвано, видимо, подчеркнуть его универсальность. В самом деле, Space Exploration Vehicle (SEV) – это «космический внедорожник» размерами со вполне серьезный пикап, на котором двое астронавтов смогут не только передвигаться, но и жить до двух недель. Здесь есть герметичный отсек с парой кроватей, туалетом и душем. 

 

Обитаемый модуль устанавливается на внедорожную платформу, которую в NASA не без гордости прозвали «Золотой колесницей». Напоминая земные вездеходы-тягачи, она имеет три пары сдвоенных колес, каждое с собственным независимым приводом и подвеской. По каким бы ухабам ни двигался этот планетоход, его экипажу будет вполне комфортно. Да на нем можно отправляться в полноценный космический отпуск! 

 

Space Exploration Vehicle. На Луну и дальше! / ©NASA

 

Впрочем, создается SEV не для отдыха, а для тяжелого труда. На его платформу можно навесить ковш и нож-отвал, получив бульдозер, который отлично справится с расчисткой строительной площадки. Эти аппараты могут стать настоящими «рабочими лошадками» при возведении постоянной обитаемой базы на Луне, а затем – как знать – может быть, и на Марсе. 

 

4 287

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!

Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии