Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Химики раскрыли еще один секрет скрипок Страдивари
Бережное исследование знаменитых инструментов показало, что перед тем, как покрыть их лаком, итальянский мастер обрабатывал древесину составом из животных белков, который заполнял мельчайшие неровности и улучшал звучание.
Антонио Страдивари из Кремоны считается непревзойденным мастером по изготовлению смычковых музыкальных инструментов. Звучание его скрипок, альтов и виолончелей неповторимо. Самые выдающиеся из них получают собственные имена, сохраняются в веках и оцениваются в миллионы долларов. Повторить их не удается даже с использованием самых современных инструментов: многие материалы и техники, которыми пользовался Страдивари, остаются тайной до сих пор.
Однако ученые понемногу раскрывают их. Так, несколько лет назад тайваньские химики определили консервант, которым пользовался мастер для обработки древесины. А теперь команда исследователей из Италии обнаружила еще один элемент, характерный для инструментов Страдивари, — секретный дополнительный слой, сохраняющийся под лаковым покрытием. Их статья опубликована в журнале ACS Analytical Chemistry.
Само по себе наличие этого слоя было известно и раньше. Мастер наносил его перед лаком, заполняя мельчайшие неровности древесины и влияя на ее резонанс. Но вот из чего он изготавливал этот состав, до сих пор оставалось неизвестно. По некоторым данным, это был материал для дополнительного высушивания древесины. Однако работа Лизы Ваккари (Lisa Vaccari) и ее коллег указала на совершенно иной вариант.

Ученые исследовали скрипки «Сан-Лоренцо» (1718 года) и «Тоскано» (1690 года) с помощью синхротронного излучения. Метод инфракрасной фурье-спектроскопии подтвердил, что оба инструмента скрывают тот самый «тайный» слой. Для определения его состава химики применили метод ближнепольной инфракрасной микроскопии. При этом получают микроскопические снимки крошечных участков поверхности, параллельно облучая их узким пучком ИК-лучей, отражение которых зависит от связей между атомами в молекулах, содержащихся в образце.
Такая работа показала, что слой, находящийся между древесиной и лаком, был создан на основе белков, которые при обработке образовывали наноразмерные сгустки, заполнявшие неровности. Они настолько малы, что на микрометровых масштабах над поверхностью даже не выделяются. Судя по тому, что результаты оказались одинаковы для обоих инструментов, Страдивари пользовался именно этим составом. Конкретный набор белков остается неизвестен, но похоже, что среди них присутствует коллаген — обычный компонент соединительных тканей животных.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии