Звучание скрипок Страдивари связали с тайным консервантом — Naked Science

Звучание скрипок Страдивари связали с тайным консервантом

Тайваньские ученые обнаружили, что древесина, из которой изготовлены скрипки Антонио Страдивари (Antonio Stradivari), значительно отличается по химическому составу от состава древесины современных скрипок. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

stradivariuscello

Скрипки, созданные Антонио Страдивари (1644–1837), считаются лучшими инструментами в своем роде. По качеству звучания сравниться с ними могут, вероятно, только скрипки Джузеппе Гварнери (Giuseppe Guarneri), соседа Страдивари. Среди профессиональных скрипачей эти инструменты по-прежнему считаются предпочтительными в сравнении с современными аналогами.

Чтобы выяснить, какие свойства делают звучание скрипок Страдивари и Гварнери уникальными, ученые из Национального университета Тайваня провели химический анализ образцов клена (из него делаются задние стенки деки) двух скрипок и двух виолончелей Страдивари и одной скрипки Гварнери. Полученные данные они сравнили с показателями пяти современных скрипок, сделанных в Италии.

Анализ показал, что инструменты Гварнери и Страдивари значительно отличаются от современных по составу органических и неорганических веществ. Так, около трети гемицеллюлоз в старых скрипках успело разложиться, а лигнин оказался частично окисленным. Кроме того, скрипки Страдивари были покрыты минеральным консервантом, содержавшим кальций, медь, алюминий, натрий и цинк.

По мнению исследователей, консервант не просто наносился на поверхность дерева, но служил раствором для его вымачивания. При изготовлении современных скрипок подобная технология не используется: перед обработкой древесина просто сушится на воздухе в течение нескольких лет. Другие мастера, жившие в XVIII–XIX веках, согласно последним данным, также не прибегали к вымачиванию древесины.

Таким образом, оригинальная технология изготовления скрипок, которую использовали Гварнери и Страдивари, является утраченной. Ученые намерены продолжить работу над восстановлением состава минерального консерванта. Уникальное звучание инструментов они также связывают с естественным старением древесины, из-за которого в элементах скрипок меняется структура волокон.

Печальные новости для любителей фантастики и уфологов: ученые снова понизили шансы на встречу с инопланетянами. Такие выводы сделали после анализа основных эволюционных переходов и времени, в течение которого на планетах могут существовать благоприятные для жизни условия.