Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
26.10.2022
61 462

Химики раскрыли еще один секрет скрипок Страдивари

4.3

Бережное исследование знаменитых инструментов показало, что перед тем, как покрыть их лаком, итальянский мастер обрабатывал древесину составом из животных белков, который заполнял мельчайшие неровности и улучшал звучание.

Страдивари на гравюре XIX века
Страдивари на гравюре XIX века / ©Wikimedia Commons

Антонио Страдивари из Кремоны считается непревзойденным мастером по изготовлению смычковых музыкальных инструментов. Звучание его скрипок, альтов и виолончелей неповторимо. Самые выдающиеся из них получают собственные имена, сохраняются в веках и оцениваются в миллионы долларов. Повторить их не удается даже с использованием самых современных инструментов: многие материалы и техники, которыми пользовался Страдивари, остаются тайной до сих пор.

Однако ученые понемногу раскрывают их. Так, несколько лет назад тайваньские химики определили консервант, которым пользовался мастер для обработки древесины. А теперь команда исследователей из Италии обнаружила еще один элемент, характерный для инструментов Страдивари, — секретный дополнительный слой, сохраняющийся под лаковым покрытием. Их статья опубликована в журнале ACS Analytical Chemistry.

Само по себе наличие этого слоя было известно и раньше. Мастер наносил его перед лаком, заполняя мельчайшие неровности древесины и влияя на ее резонанс. Но вот из чего он изготавливал этот состав, до сих пор оставалось неизвестно. По некоторым данным, это был материал для дополнительного высушивания древесины. Однако работа Лизы Ваккари (Lisa Vaccari) и ее коллег указала на совершенно иной вариант.

©Chiaramaria StaniChiaramaria et al., 2022

Ученые исследовали скрипки «Сан-Лоренцо» (1718 года) и «Тоскано» (1690 года) с помощью синхротронного излучения. Метод инфракрасной фурье-спектроскопии подтвердил, что оба инструмента скрывают тот самый «тайный» слой. Для определения его состава химики применили метод ближнепольной инфракрасной микроскопии. При этом получают микроскопические снимки крошечных участков поверхности, параллельно облучая их узким пучком ИК-лучей, отражение которых зависит от связей между атомами в молекулах, содержащихся в образце.

Такая работа показала, что слой, находящийся между древесиной и лаком, был создан на основе белков, которые при обработке образовывали наноразмерные сгустки, заполнявшие неровности. Они настолько малы, что на микрометровых масштабах над поверхностью даже не выделяются. Судя по тому, что результаты оказались одинаковы для обоих инструментов, Страдивари пользовался именно этим составом. Конкретный набор белков остается неизвестен, но похоже, что среди них присутствует коллаген — обычный компонент соединительных тканей животных.