10.03.2022
134 663

Зеркальный камуфляж жуков оказался не камуфляжем

5.4

Блестящая поверхность жуков и некоторых других животных не помогает им лучше маскироваться среди окружения: возможно, у этого зеркального «камуфляжа» совсем иная функция.

Золотистые куколки южноамериканских данаид Tithorea harmonia
Золотистые куколки южноамериканских данаид Tithorea harmonia / ©Zolette, Flickr / Автор: Sycophanta Duccius

Блестящую поверхность можно встретить у рыб, живущих в открытой воде, у куколок некоторых насекомых и великого множества взрослых жуков. Наиболее распространенная гипотеза отводит этой особенности защитную функцию: в какой бы обстановке ни оказалось животное, его тело будет отражать окружающие предметы и станет не так заметным среди них. Однако эксперименты, проведенные Амандой Франклин (Amanda Franklin) и ее коллегами из Мельбурнского университета в Австралии, не подтвердили такую версию. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Functional Ecology.

В австралийских эвкалиптовых лесах обитает около 40 видов жуков-скарабеев. Их панцирь может быть окрашен в разные оттенки синего, зеленого, золотого и бронзового, у некоторых он зеркальный, у других — нет. Биологи взяли за образец представителей двух близкородственных видов Anoplognathus: блестящих A. parvulus и матовых A. prasinus.

Используя скульптурную глину, они слепили точные копии этих жуков и выкрасили их. Часть фигурок после некоторых попыток удалось отполировать и сделать блестящими, а другую часть оставили матовыми.

Примеры фигурок, использованных для экспериментов / ©Amanda Franklin

Более тысячи таких моделей разместили в естественных условиях, в двух разных областях Австралии: на открытой местности и в густых зарослях. Их закрепили на месте и оставили на шесть дней, после чего собрали для подсчета следов от попадания птичьего клюва и когтей.

Чем реже фигурку пытались съесть, тем меньше отметок должно было остаться. Ученые ожидали, что именно это продемонстрируют ложные жуки с зеркальным камуфляжем при сравнении со своими матовыми соседями. Однако и те, и другие оказались повреждены одинаково.

Биологи даже подтвердили эти результаты с участием людей. Добровольцы носили устройство для отслеживания движения зрачков, которое позволяло с высокой точностью зарегистрировать, насколько быстро замечает глаз матовые фигурки, а насколько — блестящие. Но и здесь никакой разницы не обнаружилось.

Возможно, зеркальный камуфляж играет совершенно другую роль — быть может, она даже не связана с маскировкой. Сложные микроструктуры, которые придают панцирю блеск, могут, например, затруднять его колонизацию патогенными грибками. А зеркальная поверхность — просто побочный эффект такой защиты.