19.10.2020

Выяснилось, почему муравьи такие сильные

4.1

Международная группа ученых сделала рентгеновские снимки грудного отдела тела муравьев, проанализировав их мышцы и внутренний скелет. В результате исследователи выяснили, что сила этих насекомых связана с потерей способности летать.

Выяснилось, почему муравьи такие сильные / ©stopklopu.com

Работа опубликована в журнале Frontiers in Zoology и на официальном сайте Окинавского института науки и технологий Университета аспирантуры (OIST). Муравьи считаются одними из самых успешных живых существ на планете. Они распространены во всех климатических зонах — от влажных тропиков до пустынь и таежных зон.

Как правило, обычно изучают лишь социальность этих насекомых — умение работать в команде, которая считается одним из основных факторов их успеха. Проводились также исследования, которые были посвящены внешнему строению муравьев, но не внутреннему устройству их организма.

Ученые из Окинавского института науки и технологий Университета аспирантуры (OIST) (Япония) и Университета Сорбонны (Франция) уделили внимание отдельным особям муравьев, изучив, как строение их мышц и грудного отдела влияет на способность перетаскивать тяжести.

Известно, что рабочие муравьи произошли от летающих насекомых. А еще то, что способность к полету накладывает определенные ограничения на организм. Так, у летающих насекомых мышцы крыльев занимают довольно большую часть грудного отдела — в некоторых случаях более половины ее площади. Поэтому другим мышцам отводится меньше места.

Если исключить способность к полету, освободится потенциал для других мышц. Этот факт и подтолкнул ученых к мысли о том, что рабочие особи муравьев развили свою силу в «обмен» на потерю способности к полету. Исследователи изучили мельчайшие подробности строения грудной тагмы этих насекомых, взяв бескрылых рабочих особей и королев двух видов муравьев.

Последних подвергли компьютерной томографии с очень высоким разрешением, на основе которой ученые создали 3D-модели грудных клеток насекомых. Вывод подтвердил гипотезу: муравьи стали сильными из-за того, что потеряли способность к полету. Как оказалось, их мышцы увеличены в объеме, изменилась и геометрия мышц шеи, а также крепление мышц.