09.12.2020
Ольга Иванова
2 806

Древние птицы имели сенсорные органы в клюве для поиска пищи

4.3

Ученые из ЮАР нашли подтверждения того, что доисторические птицы — литорнитиды — использовали сенсорные органы, помогающие им при поиске пропитания.

Рисунок ямок на поверхности клювовидных костей и сагиттального разреза / ©phys.org

Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the Royal Society B. Древние птицы из группы литорнитид (Lithornithidae) жили еще в меловом периоде, в эпоху динозавров, и уже тогда могли иметь специальные чувствительные органы в клюве, помогающие им искать еду в почве либо иле, по берегам водоемов.

Именно так делают некоторые современные пернатые, например киви, кулики и ибисы. Своим длинным клювом эти птицы легко способны «распознать» добычу в почве, поскольку на конце его находятся так называемые тельца Гербста — нервные окончания, механорецепторы.

Ученые из университетов Кейптауна и Витватерсранда (ЮАР) как раз сравнивали строение клювов этих птиц с древними литорнитидами, ведь они близки к предкам современных древненебных или бескилевых, к которым относятся все страусовые, в том числе киви. Считается, что литорнитиды — самое примитивное ответвление древненебных. У их современных представителей существуют многочисленные костные ямки на кончике клюва, предназначенные специально для телец Гербста.

Это выяснили благодаря изучению гистологических и анатомических особенностей 52 современных видов птиц. Помимо них, специалисты проанализировали скелеты других пернатых, так что общая выборка составила 353 вида. После детального исследования современных птиц орнитологи приступили к анализу древних литорнитид (а также некоторых других доисторических пернатых), среди которых изучили четыре вида.

Выяснилось, что ямки, которыми обладают современные древненебные на концах своих клювов, имели и изученные представители литорнитид. Этих ямок было даже больше, чем у нынеживущих древненебных, которые уже не пользуются зондированием для поиска пищи. Литорнитиды имели почти столько же ямок на клюве, сколько современные киви, кулики и ибисы. Поэтому ученые полагают, что сенсорным органом на конце клюва обладали еще общие предки всех древненебных птиц, а возможно, и более далекие сородичи пернатых.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 21:16
Илья Ведмеденко

Перспективный российский многоцелевой самолет «Байкал» оторвался от земли. Первый полноценный полет машина должна выполнить до конца января.

Позавчера, 19:15
Илья Ведмеденко

Российские специалисты из НПО имени С. А. Лавочкина предложили создать надувной модуль, который будет уводить старые космические аппараты с орбиты.

Позавчера, 11:00
Сергей Васильев

Новые измерения свойств минерала из глубоких слоев мантии показали, что ядро планеты теряет тепло в полтора раза активнее, чем полагали до сих пор.

Позавчера, 11:00
Сергей Васильев

Новые измерения свойств минерала из глубоких слоев мантии показали, что ядро планеты теряет тепло в полтора раза активнее, чем полагали до сих пор.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

Позавчера, 21:16
Илья Ведмеденко

Перспективный российский многоцелевой самолет «Байкал» оторвался от земли. Первый полноценный полет машина должна выполнить до конца января.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

19.12.2021
Александр Речкин

Корпорация Илона Маска с 2012 года разрабатывает космический корабль, который может изменить правила игры в космической отрасли. Starship, как его называют, должен стать многоразовой транспортной системой, способной доставить на Красную планету до 100 человек за раз.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: