09.12.2020
2 806

Древние птицы имели сенсорные органы в клюве для поиска пищи

4.3

Ученые из ЮАР нашли подтверждения того, что доисторические птицы — литорнитиды — использовали сенсорные органы, помогающие им при поиске пропитания.

Рисунок ямок на поверхности клювовидных костей и сагиттального разреза / ©phys.org

Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the Royal Society B. Древние птицы из группы литорнитид (Lithornithidae) жили еще в меловом периоде, в эпоху динозавров, и уже тогда могли иметь специальные чувствительные органы в клюве, помогающие им искать еду в почве либо иле, по берегам водоемов.

Именно так делают некоторые современные пернатые, например киви, кулики и ибисы. Своим длинным клювом эти птицы легко способны «распознать» добычу в почве, поскольку на конце его находятся так называемые тельца Гербста — нервные окончания, механорецепторы.

Ученые из университетов Кейптауна и Витватерсранда (ЮАР) как раз сравнивали строение клювов этих птиц с древними литорнитидами, ведь они близки к предкам современных древненебных или бескилевых, к которым относятся все страусовые, в том числе киви. Считается, что литорнитиды — самое примитивное ответвление древненебных. У их современных представителей существуют многочисленные костные ямки на кончике клюва, предназначенные специально для телец Гербста.

Это выяснили благодаря изучению гистологических и анатомических особенностей 52 современных видов птиц. Помимо них, специалисты проанализировали скелеты других пернатых, так что общая выборка составила 353 вида. После детального исследования современных птиц орнитологи приступили к анализу древних литорнитид (а также некоторых других доисторических пернатых), среди которых изучили четыре вида.

Выяснилось, что ямки, которыми обладают современные древненебные на концах своих клювов, имели и изученные представители литорнитид. Этих ямок было даже больше, чем у нынеживущих древненебных, которые уже не пользуются зондированием для поиска пищи. Литорнитиды имели почти столько же ямок на клюве, сколько современные киви, кулики и ибисы. Поэтому ученые полагают, что сенсорным органом на конце клюва обладали еще общие предки всех древненебных птиц, а возможно, и более далекие сородичи пернатых.