15 февраля
Александра Медведева
1 201

Водоросли продолжают выделять метан даже после смерти

4.3

Морские водоросли выделяют огромные количества метана, который появляется после переработки их метилированных соединений морскими археями. Этот процесс может продолжаться на протяжении десятков лет после отмирания водорослей и представляет опасность для климатической системы.

Морские водоросли
Морские водоросли/ © HYDRA Marine Sciences GmbH

Луга из водорослей покрывают мелководные прибрежные районы умеренных и тропических морей по всему миру. Они представляют собой основу экосистемы, которую населяют разнообразные виды животных. Кроме того, водоросли защищают побережья от эрозии и поглощают из атмосферы углекислый газ. Однако они выделяют другие парниковые газы, в том числе метан, оказывающий на климат более сильное влияние, чем углекислый газ.

Ученые из Института морской микробиологии имени Макса Планка (Германия) и их коллеги впервые попытались понять, каков точный процесс образования метана на лугах морских водорослей. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Многие наземные растения разлагаются и образуют залежи торфа, из которых выделяется метан. Исследователи ожидали, что увидят подобный процесс и на лугах водорослей. Однако к своему удивлению они обнаружили, что метан образуется из метилированных соединений, которые производят живые водоросли. Эти вещества превращают в метан метаногенные археи, присутствующие на морском дне. Поскольку такие микроорганизмы имеют неограниченный доступ к метилированным соединениям и могут использовать их напрямую, производство метана на лугах высокоэффективно и устойчиво к изменениям окружающей среды.

Еще одно отличие от наземных экосистем заключается в том, что выброс метана в толщу воды происходит достаточно быстро. Поскольку водорослевые луга образуются на мелководье, микроорганизмы в толще воды не успевают потребить метан, прежде чем он попадет в атмосферу.

Когда ученые исследовали пробы уже отмерших водорослей, они столкнулись с еще одним сюрпризом. Скорость производства метана мертвыми водорослями была такой же высокой, как на живом морском луге. Вероятно, метилированные соединения сохраняются в тканях в течение долгого периода времени. Ученые смогли обнаружить их в водорослях, отмерших более двух десятков лет назад.

Наблюдаемое сегодня вымирание морских лугов по миру разрушает прибрежные экосистемы. Авторы работы предупреждают, что гибель водорослей повысит содержание углекислого газа в атмосфере и при этом никак не повлияет на выделение метана.

Ученые подчеркивают важность сохранения морских лугов, ведь прибрежные районы сильно подвержены изменениям климата. В дальнейшем они планируют подробнее исследовать метаногенных архей, поскольку эта разнообразная группа микроорганизмов все еще крайне плохо изучена.