04.03.2019
Редакция Naked Science
1 032

Ученые выяснили, чем питались древние гигантские ленивцы

Изотопный анализ показал, когда жило это существо и какой диеты придерживалось.

В 2014 году археологи во время раскопок в Белизе (государство в Центральной Америке) наткнулись на останки гигантского ленивца Eremotherium laurillardi. Сейчас исследователи из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне изучили их и больше узнали не только о привычках этих животных, но и о климате, в котором те жили. Работа опубликована в журнале Science Advances

Кости обнаружили в яме глубиной 61 метр. Такие углубления называют сенотами (провалы, образовавшиеся в результате падения свода известняковой пещеры). Сами кости находились на глубине 21 метра, под водой. Археологи предположили, что ленивец хотел попить из ямы, но, провалившись, не смог выбраться наружу и умер. В глиняной ловушке нашли часть бедренной кости, осколок кости руки и большой зуб (10 сантиметров в длину и два с половиной в ширину).

Ученые уделили особое внимание зубу. Они воспользовались методом вакуумного фрезерования (vacuum milling) и изотопным анализом, чтобы понять, чем питался ленивец. Результаты показали, что он умер примерно 27 тысяч лет назад, но до этого ему приходилось выживать в суровых условиях. Его рацион менялся в зависимости от сезона. Девять месяцев длилась засуха, и только на три месяца наступал сезон дождей. Во время первого периода ленивцы питались древесными растениями кустарникового типа, а с приходом влаги переходили на травы и цветы. Эта информация помогла понять, почему этот вид существовал так долго.

Зуб ленивца / ©Science Advances

Вымирание Eremotherium laurillardi произошло в промежутке от 10 до 14 тысяч лет назад. Перед этим шел так называемый максимум последнего оледенения — время максимального объема ледниковых покровов в течение последней ледниковой эпохи. Он длился семь с половиной тысяч лет и начался 26,5 тысячи лет назад. В то время на территории Белиза царствовала засуха, поэтому вполне вероятно, что умерший ленивец искал источник воды.

Авторы предполагают, что эти животные не могли вымереть только из-за изменений климата, поскольку хорошо адаптировались к переменам. По их мнению, вымиранию способствовал комплекс факторов, среди которых может быть и изменение климата, и предки человека, которые с приходом на эту территорию начали охотиться на ленивцев.

В прошлом месяце вышла работа, в которой ученые рассмотрели фрагментированные кости конечностей, оставшиеся от предков кенгуру: специалисты выяснили, что их обладатели умели прыгать 20 миллионов лет назад. Это открытие опровергло устоявшуюся теорию происхождения навыка.