12.11.2020
Денис Гордеев

Световое загрязнение в городах помогло птицам давать больше потомства

3.8

Это могло бы быть губительным для них, но свою роль также играет глобальное потепление.

Не все антропогенные факторы вредны для птиц
Не все антропогенные факторы вредны для птиц / Wag!

Излишнюю «засветку» в крупных населенных пунктах обычно считают одним из факторов, который вредит природе. Однако некоторым видам она даже идет на пользу: например, городским птицам. К такому неожиданному выводу пришли ученые из Калифорнийского государственного политехнического университета; их статья опубликована в Nature.

Авторы изучили данные по кладкам яиц в 58 506 гнездах птиц на территории Северной Америки, собранные в период с 2000 по 2014 год. Эти гнезда принадлежали в общей сложности 142 видам птиц. Исследователи анализировали время первой кладки, количество яиц в ней и долю успешно вылупившихся птенцов.

Оказалось, пернатые, обитающие в городах, откладывают яйца примерно на три или четыре недели раньше, чем птицы такого же возраста, гнездящиеся в сельской местности, вдали от мест с круглосуточным освещением улиц.

Кладки особей, гнездившихся на хорошо освещенных территориях, были в среднем на 16% больше, чем у других птиц. «Объясняется это тем, что световое загрязнение позволяет птицам приспособиться к более ранней сезонной доступности пищи из-за изменения климата», — объясняет один из авторов исследования Клинт Фрэнсис.

Птицы размножаются таким образом, чтобы появление птенцов совпадало с пиком доступности ресурсов для их кормления. Большую роль в этой временной синхронизации играют дневной свет и продолжительность светового дня. Интенсивная засветка приводит к тому, что некоторые особи начинают откладывать яйца на месяц раньше, чем их собратья в неосвещенных местах.

Синица и ее птенцы / Мир животных и растений

Это могло бы стать причиной того, что вылупляющиеся птенцы оставались бы без пищи и с большой вероятностью погибали. Однако из-за глобального потепления эта пища становится доступной раньше — и раннее появление потомства перестает быть проблемой.

Напротив, другой вид загрязнения — шумовое — оказал на птиц противоположное влияние. Преимущественно лесные особи, сооружающие гнезда возле шумных дорог или в оживленных районах городов, дают меньшие по количеству яиц кладки, чем те особи, которые, к примеру, гнездятся на лугах и заболоченных местностях.

Шумовое загрязнение может влиять на птиц по-разному. Наиболее частые его проявления — нарушение внешней оболочки яиц и задержка брачного периода (последнее актуально для тех видов, частота пения которых примерно совпадает с частотой шума).

Эффекты влияния антропогенного шума и света на птиц довольно долго были вне пристального внимания ученых. Но сейчас начинает появляться все больше работ, доказывающих, что эти стрессовые факторы могут заметно поменять жизненные процессы пернатых. «Это подчеркивает необходимость учитывать такие загрязнители при реализации мер по сохранению биоразнообразия», — резюмируют ученые.

Ранее мы также писали о том, что размер глаз птиц оказался связан с их образом жизни и способом питания, а древние египтяне преподносили диких птиц в жертву богам.