20 января
Анна Новиковская
15 891

Белки оказались азартными игроками «в эволюцию»

5.5

Когда выдается голодный год, осторожному животному стоит принести как можно меньше потомства, чтобы успешно выкормить их и не потерять ресурсы. Однако красные белки как будто идут наперекор этой логике, играя в «эволюционную лотерею».

Красная белка с детенышем / © eurekalert.org

Раз в четыре-семь лет леса в Канаде переживают изобильный год, когда еловые ветки буквально ломятся от шишек, полных питательных семян. В такое время пищи хватает всем. И за несколько месяцев до начала «елового бума» красные белки приносят потомство, которое сможет откормиться на еловых семенах и подготовиться к суровой зиме.

Однако, изучив стратегии размножения нескольких десятков самок белок, исследователи обнаружили, что среди этих зверьков есть «оптимистки» и «пессимистки». «Оптимистки» приносят многочисленное потомство каждый год, вне зависимости от количества корма в окружающей среде, а «пессимистки», напротив, осторожничают и оставляют мало бельчат. Казалось бы, у «пессимисток» шансов выжить больше, ведь «еловый бум» случается достаточно редко, но долгосрочное исследование показало, что это не так.

Хотя в редких случаях красные белки доживают до семи лет, средний срок их жизни — три с половиной года, так что зверек-«оптимистика» может и не дожить до следующего «елового бума». Однако, если самка откажется приносить многочисленное потомство каждый год, она может упустить шанс «сорвать джекпот», когда «бум» все-таки случится и корма хватит для всех бельчат.

Иными словами, пусть и рискуя каждый год потерять потомство и остаться в плохой физической форме после затратного размножения, в долгосрочной перспективе белки-«оптимистки» оказываются успешнее, чем их сородичи-«пессимистки». Тем не менее сохранение двух альтернативных стратегий размножения в популяциях этих животных доказывает, что в случае непредвиденных изменений в окружающей среде (например, когда «еловый бум» долго не наступает) и у «пессимисток» может появиться шанс отыграться.

Помеченные бельчата: кто знает, ждет ли их «еловый бум» осенью? / © Ben Dantzer

Пока ученые не могут сказать, каким образом белки выбирают ту или иную стратегию размножения, но подозревают, что это связано с их питанием побегами елей в течение всего года. Поскольку белки не могут принести потомство непосредственно после «бума» (им требуется месяц на вынашивание бельчат, и еще почти два месяца малыши будут питаться молоком матери), они «мониторят» состояние деревьев, чтобы за несколько месяцев до возможного начала изобилия рискнуть ради джекпота или же поостеречься с высокими ставками.