14.04.2022
1 322

Социальные взаимодействия стимулируют развитие соответствующих структур в мозге

4.7

Эксперименты на макаках показали, что развитые участки головного мозга, необходимые для поддержания широкого круга общения, не даются нам от рождения, а формируются по мере этого самого общения.

©Lauren JN Brent

Взаимодействие с себе подобными — одна из сложнейших задач, которые решает головной мозг. Она требует понимания состояния и желаний других, соотнесения их с собственными потребностями, способности распознавать эмоции, сопереживать и многих других высших когнитивных функций. У людей их реализацией заняты по большей части специализированные отделы «социального мозга», расположенные в верхней височной борозде, островковой доле коры и некоторых других участках.

Эту функциональность оказалось возможно проследить даже на снимках головного мозга. Эксперименты с лабораторными приматами показали, что чем общительнее животное и чем больше у него разнообразных партнеров по грумингу — вычесыванию и уходу за шерстью, — тем объемнее участки его мозга и в верхней височной борозде, и в островке. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Команда профессора Пенсильванского университета Майкла Платта (Michael Platt) использовала макак-резусов, свободно живущих на одном из островов близ побережья Пуэрто-Рико. Ученые наблюдают за этой группой уже более десяти лет, отслеживая их жизнь и взаимоотношения, в том числе случаи груминга, который служит для таких животных ключевым способом налаживания социальных связей. Так, например, выяснилось, что после урагана, обрушившегося на остров в 2018 году, резусы стали «добрее» друг к другу и активнее вычесывали шерсть сородичам, с которыми прежде практически не взаимодействовали.

Для новой работы 68 взрослых макак из этой группы ранжировали по пяти показателям социальности, включая статус в иерархии и число партнеров по грумингу. Кроме того, этих животных и еще 35, не достигших взрослого возраста, выловили для проведения МРТ и получения данных об особенностях анатомии их головного мозга. Как и ожидали ученые на основе прошлых работ, взрослые животные с большим числом социальных связей демонстрировали увеличенный объем структур в области верхней височной борозды и островка.

По-видимому, с этими особенностями не рождаются: томография мозга резусов младенческого и детского возраста не обнаружила у них подобных различий. Скорее всего, они развиваются постепенно, по мере социализации. «Когда идет речь о навыках, которые требуются для создания и поддержания многочисленных дружеских отношений, — говорит профессор Платт, — можно подумать, что они “прошиты” в мозге с рождения, но, похоже, эти способности развиваются из самих отношений».