09.12.2020
3 033

Собаки оказались невнимательны к различию между созвучными словами

4.5

Венгерские ученые провели эксперимент и выяснили, что собаки не обращают внимание на детали в различии набора звуков человеческой речи. Похожие по звучанию слова они воспринимают одинаково, несмотря на смысловую разницу. Поэтому, как полагают специалисты, наши четвероногие друзья имеют небольшой «словарный запас» для понимания человеческой речи.

Собаки оказались невнимательны к различию между созвучными словами / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science. Собаки считаются одними из самых умных животных: известно, что они способны понимать многие слова и различают отдельные звуки человеческой речи. Кроме того, нейронная обработка слов у собак и людей также имеет сходства.

Но, увы, большинство наших четвероногих собратьев способны «выучить» лишь немного слов, и причины этого не ясны. Ученые из Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (Венгрия) предположили: это может быть связано с тем, что собаки не проявляют должного внимания к разнице многих созвучных слов.

Проверяя свою гипотезу, исследователи провели эксперимент, в котором участвовали 17 домашних собак и их владельцев. После того как животные знакомились с окружающей обстановкой лаборатории и успокаивались, ученые просили хозяев сесть на специальный матрас вместе с собакой, чтобы те могли еще больше расслабиться. Затем экспериментаторы накладывали на голову животных электроды и фиксировали их при помощи липкой ленты для электроэнцефалографии.

Одна из собак, участвовавших в эксперименте / ©phys.org

После этого собакам давали послушать аудиозапись из слов-команд, которые были им известны (например, «сидеть» или «лежать»), а также созвучные, но бессмысленные наборы звуков, либо совершенно бессистемные. Анализ электроактивности мозга животных показал, что они быстро и четко отличали известные слова от бессмысленных, начиная с двухсотой миллисекунды после начала произношения. Тот же эффект ранее, кстати, обнаружили у людей.

При этом собаки оказались не способны различить слова, которые не имели смысла, но были созвучны известным им командам. Справедливости ради стоит сказать, что такие слова отличались лишь одним звуком. Подобная картина характерна для детей в возрасте до 14 месяцев (что, опять же, показали более ранние эксперименты): они тоже не придают значения небольшой разнице в звучании слов и начинают это делать лишь с периода от 14 до 20 месяцев.

И это становится важной предпосылкой для развития большого словарного запаса. Ученые полагают, что небольшое число запоминаемых слов у собак связано, таким образом, не с ограничением их восприятия, а с искажением внимания и обработки воспринимаемых звуков. По мнению специалистов, чтобы убедиться в этом окончательно, нужны дополнительные исследования.