Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
09.12.2020
10 555

Взлетный модуль «Чанъэ-5» намеренно разбили о лунную поверхность

4.2

Взлетный модуль китайской автоматической станции «Чанъэ-5» планово разбили о поверхность Луны, чтобы избежать загрязнения орбиты спутника.

«Чанъэ-5»
«Чанъэ-5» / ©CNSA/CLEP

Весь мир следит за исторической для Китая (и не только) миссией «Чанъэ-5», в рамках которой на Землю должны вернуть образцы лунного грунта. Как стало известно, взлетный модуль станции разбили о поверхность спутника. Это спланированная акция, ее цель — избежать появления на орбите Луны обломков.

Напомним, недавно аппарат «Чанъэ-5» успешно завершил миссию по сбору лунного грунта и отправился домой. Он уже благополучно состыковался с орбитальным модулем. По достижении комплексом орбиты Земли возвращаемый модуль произведет отстыковку и вернется на нашу планету.

Полученные образцы исследуют ученые, что позволит лучше понять строение естественного спутника Земли.

Миссия «Чанъэ-5» исключительно важна для Китая. Это первая в истории Поднебесной возвращаемая экспедиция с Луны. Ее успех приблизит КНР к пилотируемому полету к спутнику с последующим созданием на его поверхности исследовательской базы.

Российские ученые предложили новый метод синтеза аминов (производных аммиака), во время которого не выделяются вредные вещества и не требуются дорогие катализаторы. Используемый восстановитель — реагент, отдающий свои электроны во время реакции, — изготавливается из дешевых отходов химического производства; подход авторов также позволяет получить в качестве побочного продукта фосфаты, полезные как удобрения для сельского хозяйства. Так как амины входят в состав многих лекарств, красителей и пестицидов, это открытие поможет уменьшить их стоимость.