В Роспотребнадзоре заявили, что кошки и собаки не могут быть источником заражения новым коронавирусом — Naked Science
04.03.2020

По данным экспертов, нет никаких доказательств того, что домашние животные, в том числе кошки и собаки, могут болеть коронавирусом нового типа.

Собаки в защитных масках, Шанхай, февраль 2020 года / © AFP via Getty Images

Кошки и собаки могут болеть коронавирусами, которые не опасны для человека. Однако источником заражения SARS-CoV-2, вспышка которого наблюдается в Китае, а также в последнее время в Италии, Иране и Южной Корее, домашних животных считать нельзя, заявил в комментарии для ТАСС советник директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Виктор Малеев.

“Сегодня известно семь видов коронавирусов, являющихся возбудителями острых респираторных заболеваний человека. Среди этих вирусов и новый 2019-nCoV (SARS-CoV-2, вызывающий Covid-19. — Прим. ред.). Согласно современным данным, источником коронавирусной инфекции, вызванной этими видами вирусов, животные — кошки, собаки, хомяки и прочие — быть не могут”, — подчеркнул он.

Ранее о том, что кошек и собак нельзя расценивать как переносчиков коронавируса нового типа, сообщала и ВОЗ. Так, в связи с множащимися в СМИ и соцсетях фейках на сайте организации, в разделе “Мифы и ложные представления”, было указано: “Нет никаких доказательств того, что домашние животные, например собаки или кошки, могут быть переносчиками нового коронавируса. Тем не менее после контакта с домашними животными рекомендуется мыть руки водой с мылом. Это защитит вас от ряда распространенных бактерий, таких как кишечная палочка и сальмонелла, которыми человек может заразиться от домашних животных”.

Руководитель московского управления Роспотребнадзора Елена Андреева 26 февраля сообщила о введении в российской столице “масштабного комплекса сплошной дератизации (уничтожение крыс и других грызунов. — Прим. ред.), отлова диких животных, безнадзорных”. Поскольку Андреева не уточнила, какая судьба ожидает бездомных кошек и собак после того, как их поймают, ее заявление вызвало бурную реакцию среди зоозащитников и граждан. По мнению многих активистов, так как не существует никаких научных подтверждений, что кошки и собаки могут быть источником и переносчиками новой коронавирусной инфекции, то и необходимости в таких радикальных мерах нет.

На высказывание руководителя отделения федеральной службы обратил внимание журналист и общественный деятель Илья Варламов. В своем блоге он пишет: “В том, что собак и кошек именно убьют, сомневаться не приходится. Несмотря на то что в Москве 13 муниципальных приютов, животных после отлова просто некуда будет девать. Не выкидывать же всех остальных обратно на улицу? Но даже если места хватит, изолировать массу вновь поступивших кошек и собак от тех, кто уже находится в приютах, не получится. Это сейчас они, как утверждает департамент ЖКХ, 30 дней сидят на карантине. В случае с подозрением на коронавирус такого не будет”.

Кроме того, Варламов привел слова доктора биологических наук, заведующего сектором кафедры вирусологии биологического факультета МГУ Николая Никитина, который объяснил: “Массовое уничтожение бездомных животных и домашних кошек, в свою очередь, является крайне опасной мерой для экологического равновесия. Потенциально в ближайшем будущем это может привести к увеличению популяции грызунов-переносчиков опасных бактериальных и вирусных инфекций, таких как чума, туляремия, ящур, бешенство и другие”.

Вслед за этим в Сети распространились петиции против отлова животных в рамках борьбы с Covid-19 и массовые призывы направлять в прокуратуру и Роспотребнадзор требования отменить подобные меры. Глава комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов 28 февраля направил письмо столичному прокурору Денису Попову, в котором попросил проверить законность отлова животных в рамках проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий. Он сообщил, что после заявления Елены Андреевой ему начали поступать обращения от обеспокоенных граждан.

На сегодня известен один случай, когда у собаки подозревали наличие Covid-19. Департамент сельского хозяйства, рыболовства и охраны окружающей среды правительства Гонконга 28 февраля сообщил, что анализы на заболевание, взятые из полости рта и носа померанского шпица, оказались “слабо положительными”, при этом никаких симптомов у животного не было. А вот у его пожилой хозяйки несколькими днями ранее был выявлен коронавирус.

После этого еще несколько домашних питомцев были отправлены на карантин в местный питомник. Однако спустя некоторое время эксперты заявили: хотя собаки и другие животные могут дать положительный результат на SARS-CoV-2, это вовсе не означает, что они заражены. Все дело в том, что коронавирусы могут жить на поверхностях и предметах, в том числе на коже и одежде зараженного человека. Поскольку шпиц контактировал со своей больной хозяйкой, она прикасалась к нему, обнимала и так далее, вирус мог попасть ему в пасть или нос. Но анализы показали наличие заболевания, которого, на самом деле, нет.

«Данные свидетельствуют о том, что собаки подвержены риску распространения коронавируса не более чем неодушевленные предметы, такие как дверные ручки», заявила Шейла МакКлелланд, основатель Гонконгской благотворительной организации по защите животных (LAP), в письме к властям Гонконга. Кроме того, по ее словам, нет доказательств того, что тест-системы на коронавирус могут показывать верные результаты в случае с животными, поэтому доверять полученным данным не стоит.

Представители Всемирной организации охраны здоровья животных призывают здраво воспринимать информацию о распространении Covid-19 и не принимать против как диких, так и домашних животных неадекватные меры, которые могут поставить под угрозу их благосостояние и жизнь.