Собаки помогли эмоционально-социальному развитию детей — Naked Science
Мария Кривоченко

Собаки помогли эмоционально-социальному развитию детей

Группа австралийских исследователей выяснила, как присутствие собаки в доме влияет на развитие детей. Оказалось, их эмоциональное состояние и социальные навыки гораздо лучше, чем у детей, растущих в семьях без питомцев.

Собаки влияют на развитие детей / © Laurek Photography

Давно известно, что регулярная физическая активность способствует развитию детей. Ее недостаток и, как следствие, рост заболеваемости — большая проблема для здравоохранения. Ранние исследования уже показали, что дети, в семьях которых есть собаки, более активны (они двигаются на 29 минут в неделю дольше, чем их ровесники). Исследователи из Университета Западной Австралии и Института телемедицины для детей предположили, что можно не просто повысить уровень физической активности, а поднять его до рекомендованной нормы (хотя бы три часа в день), если добавить к простой физической активности игру или прогулку с питомцем.

Ученые изучили результаты, полученные в 2015-2018 годах в рамках программы PLAYCE, которая изучает, какие особенности дошкольного образования, ухода и атмосферы в семье способствуют развитию детей в возрасте от двух до пяти лет. Авторы взяли анкеты, полученные от 1646 семей, в которых есть дети от двух до пяти лет. В их основе лежал известный опросник «Сильные стороны и трудности», который используется для оценки поведения детей, и вопросы, выясняющие, есть ли в семье собака (семей с питомцами оказалось 686, около 42%) и как много времени ребенок проводит с ней. Результаты были опубликованы в журнале Pediatric Research.

Хейли Кристиан, сотрудница Школы народонаселения и глобального здравоохранения Университета Западной Австралии и один из авторов исследования говорит: «Мы ожидали, что наличие в семье собаки обеспечит некоторый рост в развитии маленьких детей, но были удивлены тем, что простое присутствие собаки было связано у них с изменением поведения и количеством положительных эмоций».

При обработке результатов учитывались разные факторы: возраст детей, пол, режим дня, время, которое они проводят перед экраном телевизора, монитором компьютера или с телефоном, уровень образования родителей. Исследователи выяснили, что в семьях, где есть питомцы, дети на 23% реже испытывали трудности с контролем своих эмоций и налаживанием социальных связей, на 30% реже демонстрировали агрессию и антисоциальное поведение и на 40% меньше сталкивались с проблемами, общаясь с другими детьми. Также выяснилось, что степень привязанности ребенка к собаке влияет на его способности проявлять социальную активность и эмпатию.

Авторы считают, что наличие собаки и взаимодействие с ней через игру и прогулку могут быть важными механизмами для облегчения социально–эмоционального развития маленьких детей. Но пока они не смогли точно определить, почему это происходит. В будущих исследованиях они собираются выяснить, как наличие в семье разных домашних животных влияет на состояние ребенка.

Мария Кривоченко

Имплантированное мышам устройство позволило удаленно управлять их социальными взаимодействиями, «включая» или «выключая» дружелюбие.

Мария Кривоченко

Ученые разработали технологию лазерной печати кремниевых наночастиц – строительных блоков для миниатюрных фотонных переключателей, сверхтонких компьютерных чипов, микробиологических сенсоров и таких «метаповерхностей», как маскирующие покрытия. Преимущество технологического процесса в скорости и низкой стоимости изготовления, возможности покрывать частицами большие площади и уже сейчас масштабировать его на реальные практические задачи. Это поможет сделать VR-очки и другую электронику миниатюрнее, а их производство — дешевле.