Собаки могли быть одомашнены в Сибири — Naked Science

Собаки могли быть одомашнены в Сибири

4.9

Генетический анализ древних людей и собак указал на самое вероятное место и время их одомашнивания: Сибирь, 23 тысячи лет назад.

©Ettore Mazza

Новый анализ ДНК, выделенной из древних останков собак, показал, что их одомашнили в Сибири около 23 тысяч лет назад. Отсюда они распространились на запад и восток, вместе со своими новоприобретенными хозяевами пересекли замерзший тогда Берингов пролив и попали в Америку. Такую картину описывают авторы новой статьи, опубликованной в журнале PNAS.

В самом деле, собаки стали первыми одомашненными животными, однако многие детали этого процесса остаются загадкой. Их геном сегодня настолько запутан, что попытки проследить происхождение самых первых доместицированных популяций указывают то на Китай, то на Европу и дают датировки от 10 тысяч до 30 тысяч лет назад, а некоторые специалисты даже полагают, что одомашнивание волков происходило не один раз.

Проблема еще в том, что специалисты зачастую не могут отличить останки плейстоценовых собак от волков, с которыми они тогда еще не слишком разошлись ни анатомически, ни генетически. Поэтому авторы новой работы рассмотрели генетическую эволюцию собак параллельно с аналогичной эволюцией древних жителей Сибири, Берингии и Северной Америки. Ученые обнаружили, что первые группы охотников с собаками появились в Новом Свете около 15 тысяч лет назад, а предыстория их прослеживается вплоть до Сибири 22,8 тысячи лет назад.

Это был период максимума последнего оледенения, когда весь рассмотренный регион оставался крайне неблагоприятным для жизни, холодным и сухим. Именно такие условия могли заставить популяции волков держаться поближе к людям, чтобы находить кости и объедки, и все активнее взаимодействовать с ними. Со временем это привело к развитию более тесных отношений и превращению диких хищников в новых, уже одомашненных животных.

Отсюда началось их расселение как на запад, так и на восток, вплоть до Америки. «Мы давно знали, что первые люди на континенте уже обладали высокоразвитыми технологиями охоты, обработки камня и других материалов и были полностью готовы к новым испытаниям, — говорит Дэвид Мельтцер (David Meltzer), один из авторов новой работы. — Собаки, которые сопровождали их со времени появления в совершенно новом мире, могли быть такой же важной частью этой культуры, как и каменные орудия, которые люди несли с собой».