27.10.2022

Слоны оказались рекордсменами по числу нейронов, управляющих лицом

4.8

Биологи оценили размеры ядра лицевого нерва слонов, где сходятся сенсорные и моторные сигналы с передней части головы, включая уши. Оказалось, у этих животных здесь больше нейронов, чем у каких-либо других млекопитающих суши, и на порядок больше, чем у человека.

©Glenn Simmons, Flickr / Автор: Павел Сорокин

Азиатские и африканские слоны — самые крупные сухопутные животные, которые выделяются не только внушительным хоботом, но и самыми большими ушами в мире. Неудивительно, что для иннервации их морды требуется большое число нейронов. Согласно новым подсчетам германских биологов, у слонов этих нейронов больше, чем у какого-либо другого наземного млекопитающего, включая человека. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Томас Хильдебрандт (Thomas Hildebrandt) и его коллеги определили количество клеток в ядре лицевого нерва слоновых. Это крошечное образование в глубине ствола мозга, которое служит основным узлом обмена сенсорными и моторными сигналами с рецепторами и мышцами лица, в том числе для управления мимикой. У азиатских (индийских) слонов в этом ядре оказалось около 54 тысяч нейронов, а у более крупных африканских — около 63 тысяч.

Для сравнения, у людей оно содержит всего восемь-девять тысяч клеток и лишь у дельфинов их намного больше, примерно 85 тысяч. Тем не менее на суше слоны оказались рекордсменами и по этому показателю. Впрочем, это вряд ли удивительно, если учесть хотя бы тот факт, что движениями их хобота управляют порядка 30 тысяч мелких мышц, тогда как во всем теле человека их лишь около 650. Именно такая сложность и точность управления делают хобот столь универсальным инструментом, способным поднять и тяжелое бревно, и крошечный орех.

Африканские слоны управляются со своим хоботом лучше и точнее, чем азиатские, и нейронов для управления им у этих животных оказалось чуть больше. Кроме того, больше у них и нейронов ядра лицевого нерва, связанных с ушами. По-видимому, это обеспечивает высокую точность их движений и отличную чувствительность, ведь огромные уши этих животных играют важнейшую роль как во внутривидовых коммуникациях, так и в охлаждении массивного тела.