16.09.2020

Детеныши черепах ориентируются на объекты, напоминающие лица

4.3

Ученые из Лондонского университета обнаружили, что только что вылупившиеся черепахи склонны ориентироваться на предметы, напоминающие морды или лица. Открытие стало важным в понимании того, когда это начали делать предки людей.

Вылупившаяся черепаха Testudo hermanni приближается к муляжу, напоминающему лицо / ©Джионата Стэнчер / phys.org

Исследование опубликовано в журнале PNAS. Известно, что новорожденные младенцы склонны обращать свое лицо к лику матери и вообще по-особенному реагируют на человеческое лицо.

Некоторые другие виды животных делают то же самое (домашние цыплята и обезьяны). Однако этих животных, как и человека, можно назвать социальными, то есть настроенными на общение между особями, поэтому их ориентация на подобные объекты для них понятна и естественна.

Обнаружить такие наклонности у рептилий, которые не склонны к общению, было большим удивлением для ученых. Чтобы установить этот факт, исследователи использовали муляжи, похожие на лица: они наклеили черные квадраты на белые пластины — получалось нечто отдаленно напоминающее глаза и рот. Аналогичные квадраты они наклеили и другими способами — так, чтобы получившаяся картинка не напоминала лицо или морду.

После этого ученые сажали только что вылупившихся черепах рядом с созданными муляжами и наблюдали за поведением животных. Всего было протестировано 136 черепах пяти видов из рода Testudo. Выяснилось, что детеныши поворачивались к «лицу» примерно в 70 процентах случаев.

Варианты муляжей с квадратами / ©www.pnas.org

Это очень интересно, поскольку черепах можно заведомо назвать асоциальными существами: они не получают родительской заботы и избегают других особей своего вида, когда завидят их на своем пути. Не взаимодействуют они и с другими животными.

Таким образом, исследователи предположили, что ориентация на «лицо» заложена у черепах генетически. Известно, что современные черепахи появились около 30 миллионов лет назад (а ископаемые останки их предков найдены в слоях возрастом 220 миллионов). Поэтому, вероятно, ориентация на объект, напоминающий морду, появилась еще у общего предка рептилий и млекопитающих.

На фермерском поле обнаружили древнюю виллу с комплексом хозяйственных построек и необычными украшениями полов.

Ученые Центра исследований молекулярных механизмов старения и возрастных заболеваний МФТИ в сотрудничестве с коллегами из Института биоорганической химии имени академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН и Исследовательским центром города Юлиха провели экспериментальное исследование перспективного лекарственного средства от нейродегенерации.

Ученые обнаружили, что исчезновение мамонтов и других животных, которые паслись на открытом пространстве, вызвало обширные пожары, а вымирание мастодонтов и других травоядных леса — нет.

Ученые нашли доказательства эволюционных изменений европейцев за последние две-три тысячи лет. Они обнаружили три признака у жителей Европы, на которые действует постоянное давление естественного отбора.

Грузовое безэкипажное судно Yara Birkeland выполнило свой первый рейс. Начать использовать контейнеровоз для коммерческих целей хотят в следующем году.

Ученые выделили молекулу запаха, который пробуждает агрессию у женщин и подавляет ее у мужчин.