16.09.2020
Ольга И.

Детеныши черепах ориентируются на объекты, напоминающие лица

4.3

Ученые из Лондонского университета обнаружили, что только что вылупившиеся черепахи склонны ориентироваться на предметы, напоминающие морды или лица. Открытие стало важным в понимании того, когда это начали делать предки людей.

Вылупившаяся черепаха Testudo hermanni приближается к муляжу, напоминающему лицо / ©Джионата Стэнчер / phys.org / Автор: Иван Беляев

Исследование опубликовано в журнале PNAS. Известно, что новорожденные младенцы склонны обращать свое лицо к лику матери и вообще по-особенному реагируют на человеческое лицо.

Некоторые другие виды животных делают то же самое (домашние цыплята и обезьяны). Однако этих животных, как и человека, можно назвать социальными, то есть настроенными на общение между особями, поэтому их ориентация на подобные объекты для них понятна и естественна.

Обнаружить такие наклонности у рептилий, которые не склонны к общению, было большим удивлением для ученых. Чтобы установить этот факт, исследователи использовали муляжи, похожие на лица: они наклеили черные квадраты на белые пластины — получалось нечто отдаленно напоминающее глаза и рот. Аналогичные квадраты они наклеили и другими способами — так, чтобы получившаяся картинка не напоминала лицо или морду.

После этого ученые сажали только что вылупившихся черепах рядом с созданными муляжами и наблюдали за поведением животных. Всего было протестировано 136 черепах пяти видов из рода Testudo. Выяснилось, что детеныши поворачивались к «лицу» примерно в 70 процентах случаев.

Варианты муляжей с квадратами / ©www.pnas.org

Это очень интересно, поскольку черепах можно заведомо назвать асоциальными существами: они не получают родительской заботы и избегают других особей своего вида, когда завидят их на своем пути. Не взаимодействуют они и с другими животными.

Таким образом, исследователи предположили, что ориентация на «лицо» заложена у черепах генетически. Известно, что современные черепахи появились около 30 миллионов лет назад (а ископаемые останки их предков найдены в слоях возрастом 220 миллионов). Поэтому, вероятно, ориентация на объект, напоминающий морду, появилась еще у общего предка рептилий и млекопитающих.