18.06.2023
4 115

Сражения с роботами повысили шансы мух на спаривание

4.8

Стерильных самцов приходится стимулировать к более агрессивному соперничеству с их «дикими» собратьями. Для этого ученые использовали муляжи конкурента, распечатанные на 3D-принтере и управляемые роботом. После схватки с ними самцы спаривались успешнее.

Самец средиземноморской плодовой мухи и его искусственный соперник
Самец средиземноморской плодовой мухи и его искусственный соперник / ©Donato Romano / Автор: Plinia Abito

Популяции вредных насекомых пытаются контролировать, выпуская на волю тучи стерильных генномодифицированных самцов. Конкурируя с обычными, они снижают их шансы на спаривание — и уменьшают общую численность потомства. Но на практике такие мухи оказываются недостаточно активными и успешными соперниками для своих «диких» сородичей. Чтобы стимулировать их агрессивность, итальянские ученые заставляли ГМ-мух предварительно сражаться с роботизированным муляжом. И это сработало, о чем сообщается в статье, опубликованной в журнале Biological Cybernetics.

Средиземноморские плодовые мухи Ceratitis capitata — крайне опасный инвазивный вид и вредитель. Их личинки поражают плоды множества ценных культур, от кофе до лимона и земляники, и уничтожают урожай. Сегодня они распространились по всем континентам, кроме Антарктиды, и ученые ищут способы контролировать их популяции.

Один из способов делать это — использовать генномодифицированных стерильных самцов. Такой подход разрабатывается и для снижения численности других вредных насекомых, включая комаров. Множество самцов выводят в лаборатории и выпускают в природу, где они конкурируют с обычными за самок, но не могут дать здоровое потомство. Однако на практике такие мухи оказываются недостаточно активными и успешными соперникам для своих «диких» сородичей.

Донато Романо (Donato Romano) и его коллеги решили стимулировать ГМ-самцов C. capitata к более агрессивному поведению. Для этого ученые распечатали на 3D-принтере искусственных мух и дополнили магнитом. Их установили на подложку, под которой работал роботизированный манипулятор и с помощью магнита управлял движениями муляжа, имитируя нападающего конкурента. После такой встречи лабораторных самцов помещали к самкам и подтвердили, что они вступают в копуляцию активнее своих собратьев, которые заранее не взаимодействовали с «роботом».

Трудно назвать такой подход перспективным для массового выведения стерильных мух и контроля за их популяциями. Вряд ли будет удобно стравливать каждого такого самца с искусственным соперником. Однако сам подход может указать на решение проблемы пониженной активности стерильных особей. Например, их можно содержать в более естественных условиях, или в скученности, которые стимулируют взаимную агрессию.