16 сентября
ser007

Генетики сообщили о неудаче в борьбе с малярией с помощью ГМ-комаров

Бразильский эксперимент с использованием ГМ-комаров для сокращения численности разносчиков малярии закончился провалом: новые животные влились в природную популяцию, лишь укрепив ее.

Кусачие комары — не просто неприятные кровососы, но и разносчики  множества болезней. Главной из них по масштабам и опасности остается малярия, уносящая сотни тысяч жизней каждый год. Глобальное потепление позволяет переносящим инфекцию комарам Aedes aegypti распространяться все шире из своего «исконного» тропического ареала.

Одним из самых инновационных и перспективных методов борьбы с этой угрозой считается использование генетически модифицированных комаров. Выпущенные на природу в больших количествах, ГМ-самцы должны составлять конкуренцию обычным диким насекомым, спариваясь с самками, однако они не способны оставить жизнеспособное потомство.

Согласно расчетам и предварительным тестам, применение подобной программы в определенных регионах может снизить численность комариных популяций на величину до 85 %. А вместе с ними ограничится и распространение желтой лихорадки, болезни Зика и, конечно, малярии. При этом насекомые, родившиеся от ГМ-отцов, до репродуктивного возраста доживать не должны, и гены их не смогут распространиться в популяции.

Отслеживая ход эксперимента, генетики вели мониторинг ДНК как ГМ-комаров, так и диких, забрав пробы ДНК непосредственно перед выпусканием насекомых на волю, а затем — через 6, 12, 27 и 30 месяцев. Вопреки всем расчетам гены лабораторных комаров не только не исчезли, но со временем распространились в местной популяции. Около 3-4 % их потомства выживало и давало собственное потомство, и этого оказалось достаточно.

Первоначально резко сократившись, местная популяция комаров восстановилась уже через 18 месяцев. Ученые предполагают, что самки каким-то образом научились определять «ущербных» ГМ-насекомых и избегать спаривания с ними. Ну а затем начали проявляться эффекты распространения новых генов.

Теперь в этой популяции обнаруживается наследственность не только местная, но и штаммов из Кубы и Мексики, которые были использованы для получения ГМ-самцов. Генетики предполагают, что по итогам эксперимента популяция стала даже более устойчивой, поскольку увеличила свое генетическое разнообразие.

30 сентября