12 сентября
3 528

В США разрешили выращивание фиолетовых ГМ-томатов

5.1

Обогащенные антиоксидантами томаты впервые можно выращивать как обычные огородные растения.

©Norfolk Plant Sciences

Полтора десятилетия назад в Великобритании создали ГМ-томаты, обогащенные полезными антоцианами. Но только теперь их разрешили свободно выращивать — и то лишь в США. Такое решение приняла государственная инспекция APHIS, контролирующая оборот растений и животных. О нем рассказывается в сообщении британского центра Джона Иннеса.

Еще в 2008 году Кэти Мартин (Cathie Martin) и ее коллеги из этого исследовательского центра продемонстрировали необычные ГМ-томаты, обогащенные антоцианами. Эти пигменты растений считаются весьма полезными: они играют роль антиоксидантов, снижают уровень воспаления, риск развития диабета и гипертонии. Именно антоцианы придают сине-фиолетовый цвет чернике и многим другим ягодам.

Пурпурная кожица некоторых сортов томатов тоже связана с антоцианами, хотя растения производят их в небольших количествах, и пигменты не окрашивают даже мякоти плода. Поэтому Мартин и ее коллеги создали ГМ-томаты, несущие ген — регулятор синтеза антоцианов, заимствованный у растений львиного зева. Полученные плоды оказались не только необычными на вид, но (по заверениям биологов) и полезными. В той же работе ученые показали, что мыши — лабораторная линия, легко развивающая онкологические и другие заболевания — живут заметно дольше, если их подкармливать фиолетовыми ГМ-томатами.

©Norfolk Plant Sciences

Тогда же Кэти Мартин с соавторами запустили компанию Norwich Plant Sciences, которая занимается выводом новинки на массовый рынок. Процесс оказался даже более сложным и длительным, нежели само создание «Большого фиолетового помидора» (Big Purple Tomato), как назвали свой проект ученые. Лишь на днях ГМ-томаты, наконец, получили официальное разрешение от американской Службы инспекции здоровья животных и растений (APHIS). Теперь все желающие в Соединенных Штатах могут свободно выращивать такие растения как самые обычные огородные культуры, но вскоре аналогичное решение ожидается и в Великобритании.

Тем временем участники Big Purple Tomato популяризируют свой продукт и готовятся к приему онлайн-заказов на семена. Их главная цель остается прежней — получение официального разрешения на использование ГМ-томатов в пищу. Сколько еще лет это займет — неизвестно.