16.08.2021
1 234

Пряный аромат перца появился благодаря летучим мышам

4.5

Ученые пришли к выводу, что душистый перец развил свой аромат в процессе эволюции, чтобы привлечь внимание летучих мышей.

Плоды душистого перца / ©getty images

Фруктовые летучие мыши, которых еще называют летучими лисицами, не могут похвастаться хорошим зрением, зато у них отличный нюх. Недавние полевые исследования, проведенные учеными из университетов Аризоны, Вашингтонского, Среднего Теннеси и Нью-Йорка (США), в Коста-Рике свидетельствуют о том, что перец (Piper spp.) и летучие мыши (Carollia spp.) эволюционировали одновременно на протяжении миллионов лет. Свои выводы исследователи представили в The Royal Society.

Ученые провели сотни часов в поле, собирая растения перца, а затем извлекали из них химические вещества, ответственные за пряный аромат. В результате удалось идентифицировать 249 летучих органических соединений. У каждого вида оказался свой уникальный букет запахов, а какие-то были общими для многих пряных растений, например корицы или гвоздики.

После этого ученые исследовали фекалии трех местных видов фруктовых летучих мышей и выяснили, что все они потребляли довольно много ягод перца. Чтобы подтвердить полученные результаты, провели эксперимент: диким летучим мышам предложили на выбор обычный, но незрелый плод перца и незрелый плод того же растения — генетически обогащенный летучими органическими соединениями, ответственными за аромат. Мыши чаще выбирали второй вариант, так как он указывал на то, что плод спелый. Мотивация животных понятна, однако зачем растению перца понадобилось их внимание?

Дело в том, что летучие мыши — важные опылители и разносчики семян растений в тропиках и пустынях. Поэтому ученые предположили, что подобно тому, как некоторые цветы эволюционировали в сторону яркости, чтобы привлечь колибри, перец мог развить пряный аромат, чтобы его лучше улавливали летучие мыши. Исследователи намерены продолжить работу и найти больше доказательств своей гипотезе.