22 января
4 596

Подсветка сетей уменьшила побочный вылов и гибель морских животных

4.4

Зеленые огни, закрепленные на рыболовных сетях, снижают число случайно погибших черепах, акул, кальмаров и других животных, но не влияют на вылов главных промысловых рыб.

©Jesse Senko, Arizona State University

Жаберные сети и другие средства промышленной рыбной ловли не отличают ценные промысловые виды от случайных жертв. Запутавшийся в сетях осьминог, черепаха или скат может стать большой помехой для рыбаков. Сами животные при этом нередко гибнут, а если речь о редком и защищаемом виде, то сложности нередко переходят и в юридическую плоскость. Побочный вылов служит немаловажным фактором, ведущим к снижению численности многих видов, а для рыболовной индустрии остается одной из самых актуальных проблем.

Несколько лет назад экологи из американского Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) решили использовать цветную подсветку для предупреждения обитателей океана о приближении сети. Черепахи особенно чувствительны к зеленому, и именно такие огни были установлены на сети. Они действительно снизили случайный вылов черепах на 64 процента, и после этого успеха ученые решили оценить влияние огней на вылов других видов. Результаты этой работы представлены в новой статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Полевые эксперименты проводились совместно с рыбаками, работающими близ тихоокеанского побережья Мексики. Здесь идет промышленный лов груперов и палтуса, а из-за богатства морской фауны жертвами его часто становятся черепахи и другие случайные животные. Джесси Сенко (Jesse Senko) и его коллеги использовали 28 пар опытных сетей: на одной из каждой пар с промежутком в 10 м размещались светодиоды, другая оставалась, как обычно, неподсвеченной.

Как и прежде, побочный улов в подсвеченных сетях оказался значительно ниже – на 63 процента. В плену оказалось на 51 процент меньше черепах и на 81 процентов меньше головоногих, чем в тех же сетях без светодиодов. А самым заметным оказалось сокращение случайно выловленных пластиножаберных – акул и скатов – упав на целых 95 процентов. При этом на вылов промысловых рыб огни большого влияния не оказали. Более того, ученые отмечают, что установка подсветки обошлась всего в 140 долларов за сеть и позволила вдвое сократить время, которое рыбаки тратили на высвобождение случайно запутавшихся животных.

Биологи пока что затрудняются с объяснением тому, отчего одни виды морских животных активнее реагировали на свет, чем другие. Возможно, это связано с их сравнительно сложным зрением. Это характерно и для акул, и для головоногих, в то время как большинство рыб не отличается развитым зрительным аппаратом.