Плоды томатов оказались способны сигнализировать растению об опасности — Naked Science
21 июля

Плоды томатов оказались способны сигнализировать растению об опасности

4.8

До сих пор было неизвестно, могут ли плоды передавать сигналы материнскому растению, но опыты, поставленные на томатах, показали, что это действительно происходит.

©photon_de, Flickr

На первый взгляд плоды, созревающие на ветке, совершенно пассивны и не могут влиять на жизнь всего растения. Однако новые эксперименты показали, что это не так: при нападении насекомых съедобные плоды томатов могут передавать сигнал тревоги материнскому растению. Об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Frontiers in Sustainable Food Systems.

У растений нет замкнутой кровеносной системы, и сок вместе с содержащимися в нем веществами движется лишь от стебля к плоду, но не обратно. Поэтому до сих пор было неясным, может ли плод каким-то образом коммуницировать с материнским растением. Чтобы выяснить это, команда биологов из бразильского Федерального университета в Пелотасе выращивала томаты в клетках Фарадея. Это позволило полностью изолировать растения от внешних электромагнитных полей и с высокой чувствительностью регистрировать слабую электрическую активность в местах прикрепления плодов.

©Gabriela Niemeyer Reissig

Ученые высаживали на плоды прожорливых гусениц Helicoverpa armigera и отслеживали сигналы с электродов до, во время и в течение 24 часов после такого неприятного контакта. Для поиска паттернов собранные данные обрабатывались нейросетью, и та действительно нашла различия в электрической активности до и после встречи с насекомыми. Это подтвердили и биохимические данные, показав, что контакт плода с гусеницами заставляет все растение выбрасывать защитные вещества.

«Мы обнаружили, что плоды могут передавать важную информацию, такую как сигнал о нападении гусениц, что для растения крайне серьезно, — говорит Габриела Ризиг (Gabriela Reissig), одна из авторов работы. — Это, видимо, позволяет остальным частям приготовиться к отражению такой атаки». Теперь авторы должны показать, что другие растения способны реагировать на насекомых так же, как томаты, а еще проверить, способны ли плоды «сообщать» стеблю о других видах угроз.

27 июля