12 июля
Михаил Орлов

В тропических лесах Америки обнаружили семь новых видов папоротников

3.7

Исследователи из Финляндии и Бразилии описали в лесах Южной Америки сразу семь новых видов крупных и заметных папоротников. К сожалению, некоторые из них могут сразу попасть в список угрожаемых видов.

Danaea gracilis
Danaea gracilis / © Patrick Blanc

Дождевые леса и другие экосистемы жаркого пояса Земли имеют огромное биоразнообразие. Оно настолько велико, что иногда для описания нового вида биологам не приходится его особенно искать — достаточно просто побывать в новом месте. Разумеется, многие тропические леса Южной Америки (включая знаменитую Амазонию) активно вырубают, однако есть немало зарослей, которые человек не успел не только разрушить, но и толком изучить.

Именно так, не потратив особенных усилий на поиск довольно крупных и даже многочисленных образцов, исследователи из Финляндии и Бразилии открыли сразу семь новых видов папоротников. Они произрастают в Панаме, Колумбии, Перу и Бразилии.

«Описанные виды — это не какие-то крошечные и незаметные организмы. Их размер варьируется от 20 сантиметров до двух метров, а многие растения к тому же местами многочисленны», — рассказала Янина Кескинива (Janina Keskiniva) из Университета Турку (Финляндия), один из авторов.

Вновь описанные папоротники относятся к двум разным родам. Первый, Danae (семейство мараттиевые), пополнился шестью видами: Danaea alansmithii, D. gracilis, D. lanceolata, D. stricta, D. tenuicaulis и D. vanderwerffii. Папоротники отличаются друг от друга размерами, морфологическими признаками вроде формы листьев, ареалами и так далее.

Danaea alansmithii / © Hanna Tuomisto

При этом один из видов (Danae stricta) имеет очень небольшую область распространения и встречается там нечасто. Стало быть, только что открытое растение может нуждаться в охране.

Седьмой новый вид относится к другому роду — деннштедтия из одноименного семейства деннштедтиевых. У Dennstaedtia aculeata листья сильнее рассечены, имеют размер до двух метров и к тому же защищены колючками.

В дополнение к собранному материалу ботаники использовали для описания новых растений гербарные образцы. «Большинство экземпляров, которые мы рассматривали при выделении новых видов Danae, собраны десятилетия назад, а некоторые — еще в начале XIX века. Все это время образцы хранили в различных гербариях. Теперь же мы смогли объединить имеющуюся по ним информацию с новыми находками, сделанными нами и коллегами во время экспедиций» — пояснила Янина.

Один из авторов описания колючего папоротника Габриэлла Зуким (Gabriela Zuquim) вспоминает, что открытие началось со случайности. «Я делала фото для полевого руководства по папоротникам. Уже начало темнеть, так что я собралась обратно в лагерь, когда вдруг увидела какой-то незнакомый папоротник. Ничего подобного я раньше не встречала, так что собралась с силами и взяла его образцы», — утверждает ученый.

Примечательно, что описание Dennstaedtia aculeata сделано в местности со специфической почвой. В тропических лесах Южной Америки почвенный покров образует своеобразную мозаику и поэтому определяет пестрое биоразнообразие.

Как это порой бывает в биологии, авторы открытия не ставили перед собой ту цель, которую достигли, — описание целого ряда новых видов. Они занимались исследованиями местных экосистем и эволюции папоротников.

И все же радует, что даже сейчас биоразнообразие не только исчезает из-за глобальных экологических проблем, но иногда и пополняется благодаря усилиям энтузиастов-ученых.

Результаты исследований опубликованы в двух разных статьях: в журналах Kew Bulletin и Acta Amazonica.