9 февраля
Михаил Орлов
2 645

Главной угрозой для биоразнообразия назвали не исчезновение видов, а инвазивные растения

4.6

Одна из глобальных экологических проблем — сокращение растительного биоразнообразия, то есть видового богатства экосистем. Новое исследование показало, что оно определяется скорее не исчезновением отдельных видов, а распространением инвазивных (то есть чужеродных) растений за пределы их природных ареалов.

Недотрога железконосная Impatiens glandulifera, инвазивный вид родом из Гималаев / © wikipedia.org

Антропоцен — исчезающе короткий по геологическим меркам период господства человека на Земле, который сопровождается резким снижением видового разнообразия и изменением ареалов различных организмов. Они приводят к гомогенизации растительных сообществ, то есть постепенному стиранию различий между ними. В результате соседние или даже отдаленные экосистемы все меньше отличаются друг от друга по видовому составу.

Этой тревожной тенденции посвящена новая статья в Nature Communications. Ее авторы — международная группа исследователей во главе с Барнабасом Дару из Техасского Университета A&M (США). Ученые использовали объемный набор данных о распространении более чем 200 тысяч видов растений и подтвердили повсеместное сокращение биоразнообразия. Биологи отмечают, что биомы суши (так называют совокупность похожих экосистем, занимающих большие территории) уже подверглись сильной гомогенизации, причем ее главной причиной следует считать именно биологические инвазии.

Если какие-то виды — будь то растения, животные или другие организмы — попали за пределы своего природного ареала, то их называют чужеродными или адвентивными. Если они к тому же смогли натурализоваться на новой территории и оказались угрозой стабильности местных экосистем, то такие виды считают инвазивными.

Массовые растительные инвазии начались с XVI века, после путешествия Колумба и начала регулярного сообщения между Старым и Новым Светом. Это естественно, ведь торговля и хозяйственная деятельность сопровождались активным распространением видов (в том числе сельскохозяйственных культур) далеко за пределами их естественных ареалов.

Авторы нового исследования решили проверить так называемую гипотезу натурализации Дарвина, которую великий биолог высказал еще в 1859 году. Любопытно, что в последние годы ей посвящено немало статей. Согласно этой гипотезе, чужеродные организмы успешнее встраиваются в новые сообщества, если имеют в них мало родственных видов. Однако новые результаты опровергают предположение Дарвина: родство видов не влияет на успешность инвазии.

Переселения инвазивных видов
Откуда и куда попали инвазивные виды растений / © B. Daru et al.

Из расчетов следует, что растительные инвазии оказывают гораздо больший эффект на локальные растительные сообщества, чем исчезновение отдельных видов: они затронули 4,9% и 0,5% из рассмотренных 200 тысяч видов соответственно. В то же время и ученые, и журналисты традиционно уделяют больше внимания именно вымираниям.

Инвазивные виды могут начать нашествие с любой территории, однако их главными «рассадниками» оказались Азия и Северная Америка. Между тем Австралия и Океания, а также Европа — поставщики немногочисленных инвазивных растений, представляющих нехарактерные для новых местообитаний систематические группы.

Из статьи также следует, что от снижения биоразнообразия сильнее всего пострадали Северная Америка (особенно Калифорния и Флорида), Центральная Америка, Амазония, Гималаи и сопредельные территории, Юго-Восточная Азия, а также юго-западная часть Австралийского континента.