08.06.2022
Анна Новиковская
1 109

Гибель летучих мышей от ветряков наносит вред сельскому хозяйству

3.5

Гибель многочисленных рукокрылых, столкнувшихся с лопастями ветряков, может иметь долгосрочные последствия для биоразнообразия животных в сельской местности. Это, в свою очередь, способно оказать негативное влияние на сельское и лесное хозяйство.

Мертвая летучая мышь у подножия ветряка: такова цена зеленой энергии / ©eurekalert.org / Автор: Telestis Scaevinius

До сих пор ученые только предполагали, что гибель многочисленных рыжих вечерниц (Nyctalus noctula) от лопастей ветрогенераторов может иметь негативные экологические последствия. Теперь появились точные данные: изучив рацион летучих мышей, авторы новой работы оценили степень влияния этих скромных зверьков на всю экосистему в сельской местности в Германии.

Исследователи проанализировали содержимое желудков 17 рыжих вечерниц, найденных под ветрогенераторами: используя ПЦР-амплификацию и высокопроизводительное секвенирование, ученые искали генетические «следы» насекомых, съеденных летучими мышами перед смертью.

Поскольку в мышином желудке пища быстро переваривается, такой способ идентификации жертв намного надежнее «классического» визуального, когда специалист по сохранившимся фрагментам хитина устанавливает видовую принадлежность насекомого.

Всего определили 46 видов насекомых, в большинстве своем это были жуки и бабочки, обитающие как на полях, так и в лесу или даже на болоте. Около 20 процентов выявленных видов насекомых считаются вредителями сельского и лесного хозяйств: например, одна личинка желудевой плодожорки (Cydia splendana) может повредить до четырех желудей, а каштановый долгоносик (Curculio elephas) часто обнаруживается в плодах каштана, уже поступивших в продажу

Отдельно стоит отметить их распространенность в рационе вечерниц: так, долгоносика нашли в 18% изученных желудков, соснового коконопряда (Dendrolimus pini) — в 24%, а короткоусого усача (Spondylis buprestoides), одного из наиболее распространенных вредителей хвойных посадок — в 41%.

Иными словами, насекомые-вредители не случайные, но вполне обычные компоненты диеты рукокрылых, и исчезновение летучих мышей может привести к росту числа вредителей, что придется компенсировать химическими инсектицидами. Обеспечивая человечество зеленой энергией, ветряки, в свою очередь, лишают нас бесплатных «услуг» летучих мышей по контролю численности вредных насекомых.

Хотя пока благополучию вида ничто не угрожает, увеличение числа ветряков в Германии не может не сказаться на живущих там рыжих вечерницах / ©web-zoopark.ru

Как показали подсчеты, более десяти летучих мышей в год умирают на каждом ветрогенераторе. Учитывая, что на материковой части Германии функционируют около 300 тысяч ветряков, число погибших рукокрылых может достигать миллионов. В качестве мер борьбы с этим уже вводят временное отключение ветряков на период наибольшей активности летучих мышей, что может снизить число скончавшихся зверьков до одного-двух в год.

К сожалению, отключаемые ветряки все еще не стали массовыми, а старые модели составляют около 75% от всех немецких ветряков. Это означает примерно 200 тысяч погибших мышей в год, что, учитывая медленные темпы размножения вечерниц, может привести некогда многочисленный вид на порог вымирания.

Исследование опубликовано в журнале Conservation Science and Practice.