08.06.2022
Мария А.
4 399

Рогозин рассказал подробности о проекте новой российской орбитальной станции

5.1

Национальную орбитальную служебную станцию будут создавать на высокоширотной орбите с наклонением 96-98 градусов, чтобы приступить к задачам, которые были недоступны на МКС.

Дмитрий Рогозин
Дмитрий Рогозин / © Гавриил Григоров / ТАСС / Автор: Caristania Fabricius

Новую российскую орбитальную служебную станцию, или РОСС, которая в ближайшие годы должна прийти на смену МКС, будут строить на высокоширотной орбите с наклонением 96-98 градусов, поскольку она «идеальна» для наблюдений за Землей (в частности, за Россией и большей частью Арктики), заявил гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

«На орбите с наклонением 51,6 градуса (на ней находится Международная космическая станция. — Прим. ред.) все понятно и давно изучено, мы не можем дальше работать в рамках пилотируемой космонавтики, не формируя для себя задачу, которая в корне отличается от того, что уже пройдено, что уже есть у советской и российской космонавтики», — отметил он в комментарии для РИА Новости.

Дело еще в том, что трасса выведения корабля с экипажем новой станции, который будет стартовать с Восточного, пройдет над сушей: по словам Рогозина, это позволит снизить риски для космонавтов в случае нештатных ситуаций, ведь если бы запуск проходил с этого же космодрома, но к орбите в 51,6 градуса, ракета долго летела бы над Тихим океаном.

Пару месяцев назад Рогозин сообщал, что РОСС будет функционировать в автоматическом режиме: пилотируемая космонавтика, по его мнению, нужна только тогда, когда нет возможности решить вопрос автоматическими системами. Поэтому экипажи пилотируемых миссий будут лишь доставлять на новую станцию аппаратуру («дорогостоящее и высокоточное»), устанавливать ее и проверять, а потом возвращаться домой. Неисправные блоки, согласно плану, можно привозить на Землю и затем заменять.

«Станция <…> будет и без человека летать и выполнять эти задачи, и аппаратура будет включаться тогда, когда человек в наименьшей степени будет воздействовать на эту аппаратуру», — сказал глава госкорпорации.

О том, Россия после 2024 года может завершить участие в программе Международной космической станции, говорят не первый месяц (даже не первый год, но называли разные сроки). В начале апреля «Роскосмос» получил ответы от глав NASA, ESA и CSA на требование снять санкции против предприятий госкорпорации, чтобы продолжать сотрудничество по МКС, а те оказались «под копирку» и явно намекали на отказ. Рогозин заявлял, что о ситуации доложат Владимиру Путину, а потом о решении сообщат партнерам — США, Европе и Японии, но речи о «демарше» не идет. Пока никакой ясности нет.

Сейчас ракетно-космическая корпорация «Энергия» подготавливает эскизный проект РОСС, срок его сдачи — третий квартал 2023 года. Потом предстоит разработка конструкторской документации. Первым модулем станции станет научно-энергетический (НЭМ), который поначалу строили для МКС, его подготовку начнут до окончания эскизного проектирования.

Среди прочего компонентами РОСС выступят узловой модуль «Причал», запущенный к МКС в ноябре 2021-го, и многофункциональная орбитальная лаборатория «Наука», состыкованная со служебным модулем «Звезда».