Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
14 ноября
2 023

Бивни мамонтов открыли новые лазейки для браконьеров

4.5

На первый взгляд торговля ископаемыми костями не имеет никакого отношения к сохранению существующих видов животных, однако ученые полагают, что это не так. Парадоксально, но бивни мамонтов, заполонившие черный рынок, не только не спасают жизни современных слонов, но и предоставляют новые возможности браконьерам.

На острове Врангеля мамонтовых бивней так много, что их можно складывать как дрова / © Сергей Горшков, Minden Pictures

На черном рынке за килограмм слоновой кости — драгоценного материала из бивней слонов — можно выручить до трех тысяч долларов. Основной ее скупщик — Юго-Восточная Азия, где из слоновьих бивней вырезают статуэтки и украшения, а порошок из них используют в традиционной медицине.

Официально торговля слоновой костью запрещена с 1989 года, но высокая цена привлекает браконьеров. Только в Африке каждый год до 55 слонов расстаются с жизнью из-за своих бивней. Поскольку все три современных вида слоновых крайне малочисленны (а один из них, африканский лесной слон, находится на грани исчезновения), даже небольшой процент убитых животных может оказаться критическим для их выживания.

Защитники природы отчаянно борются с нелегальной охотой на слонов, с каждым годом законы о браконьерстве ужесточают, а с 2018-го в Китае — главном скупщике бивней слонов — закрыли все легальные предприятия по резьбе по слоновой кости. Тем не менее поставщики бивней, нередко связанные с преступными синдикатами, нашли новую лазейку для провоза слоновой кости — бивни мамонта.

Согласно недавнему отчету, с 2002 года из бивня мамонта, до этого почти не использовавшегося, начали изготавливать до 40 процентов изделий из слоновой кости в Пекине и до 70 процентов — в Шанхае. Более того, спрос на бивни современных слонов из-за этого ничуть не упал: как сообщает информационный ресурс Science.org, некоторые торговцы даже выдают слоновую кость за «незапрещенный» бивень мамонта, ведь различить их, особенно в виде мелких фигурок или украшений, практически невозможно.

Срезы бивней слона (слева) и мамонта (справа): в виде бусин или миниатюрных резных фигурок разница будет почти незаметной / © Susann Döring/Senckenberg Weimar

Хотя некоторые исследователи утверждают, что спрос на бивни мамонтов идет во благо современным слонам, в продаже поделок из слоновой кости требуются жесткий контроль и недопущение использования костей вымирающих животных под видом костей давно вымерших. Такой же позиции придерживаются палеонтологи, для которых нелегальная торговля бивнем мамонта, в том числе добытым в России, — невосполнимая потеря научного материала, который может больше рассказать нам о жизни и гибели ископаемых гигантов.