23.08.2023
Михаил Орлов

Масло из личинок мух оказалось эффективно при язвенном колите

5.9

Личинок мухи черной львинки иногда используют в качестве корма и как источник ценного белка. Новое исследование израильских ученых показало, что этот «суперфуд» к тому же имеет лекарственные свойства: масло из личинок насекомого снизило уровень воспаления кишечника у мышей с моделью язвенного колита.

Белок из личинок
Белок из личинок черной львинки / © Protix / Автор: Messiena Lucretius

Население Земли перевалило за восемь миллиардов и продолжает стремительно увеличиваться. Рост доступных человечеству ресурсов, разумеется, за ним не поспевает, так что ученым приходится искать новые источники необходимых каждому из нас белков, жиров и витаминов. Один из вариантов — употребление в пищу насекомых вроде кузнечиков и личинок мух.

Например, черная львинка (лат. Hermetia illucens) — муха родом из Южной Америки, личинки которой живут на разлагающейся органике и все чаще используются как корм для скота и для получения пищевых добавок. Попробовавшие блюда из личинок отмечают, что они пахнут картошкой и имеют привкус не то орехов, не то мяса.

Ученые из Израиля, авторы новой статьи в журнале International Journal of Molecular Sciences, нашли личинкам мух — точнее, маслу, которое из них получают — новое применение. Они показали, что в условиях эксперимента такой препарат эффективно лечит язвенный колит.

Язвенный колит (неспецифический язвенный колит) — хроническое воспаление слизистой оболочки толстой кишки, которое имеет аутоиммунную природу. Точные причины развития болезни все еще неизвестны: скорее всего, она вызвана сочетанием генетических факторов и инфекций кишечника. Зато понятно, что лечить язвенный колит можно с помощью диеты — например, потребления большого количества олеиновой кислоты.

Поэтому ученые предположили, что при этой болезни поможет масло из личинок черной львинки, которое имеет противовоспалительное действие и богато лауриновой кислотой (химики обозначают ее как C12:0 — насыщенная жирная кислота с 12 атомами углерода). Свою гипотезу они проверили с помощью культур клеток и на мышах, у которых вызывали экспериментальный язвенный колит с помощью декстран-сульфата натрия (DSS).

Действительно, у питавшихся таким маслом мышей снизился уровень маркеров воспаления (провоспалительных цитокинов) в крови. Более того, «мушиное масло» помогло им сбросить вес, уменьшило патологические изменения кишечника, гипертрофию селезенки и так далее.

Авторы отметили, что эффект препарата связан с воздействием на участвующие в иммунном ответе толл-подобные рецепторы, регуляторный путь mTOR (знаменит благодаря своему участию в развитии рака и старении) и гены, нужные для окисления жирных кислот. Эти изменения вызваны главным образом лауриновой кислотой, хотя определенное значение имеют и другие компоненты масла с противовоспалительным действием: эйкозаноиды, оксилипины и так далее.

Исследование в очередной раз показало, насколько перспективны могут быть такие необычные источники пищи и лекарств. Вероятно, вскоре язвенный колит и другие воспалительные процессы можно будет полечить, купив в аптеке полученный из насекомых препарат.