Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
13 января
Александра Медведева
1 648

Глобальное потепление изменило миграции тигровых акул

4.2

Потепление океана побуждает тигровых акул заплывать все дальше на север и покидать охраняемые территории. Теперь эти хищники стали более уязвимы для рыболовства, а изменения их миграций могут не только нарушить местные экосистемы, но и увеличить число встреч акул с человеком.

Тигровая акула
Тигровая акула/ ©Wikimedia Commons

Ученые из Университета Майами (США) оценили, как потепление воды в Мировом океане, вызванное глобальными изменениями климата, отразилось на перемещении тигровых акул. Результаты исследований представлены в журнале Global Change Biology.

За последние 40 лет ареал этих теплолюбивых хищников значительно расширился по всей Северной Атлантике. Теперь пути их ежегодных миграций проходят все ближе к полюсу и простираются за пределы охраняемых территорий, делая акул жертвами рыболовного промысла. Кроме того, изменения их миграции нарушают естественные экосистемы и повышают риск встречи с человеком.

Тигровые акулы (Galeocerdo cuvier) — крупные хищники, достигающие 5,5 метра в длину, обитатели тропических и субтропических морей. В течение холодных месяцев они держатся близко к экватору, а в остальное время мигрируют по теплым течениям. Исторически воды у северо-восточного побережья США были для них слишком холодными, однако в последние годы тигровые акулы часто их посещают. Причиной стало серьезное изменение температуры Мирового океана.

На протяжении 40 лет Национальное управление океанических и атмосферных исследований США отслеживало миграции тигровых акул. Специалисты отлавливали и метили животных, а повторная поимка давала информацию об их перемещениях. Авторы статьи объединили эти данные с более новыми, собранными в результате десятилетних спутниковых наблюдений. Датчики, прикрепленные к спинным плавникам акул, позволили следить за перемещениями хищников без необходимости повторного отлова.

Сопоставив полученную информацию со спутниковыми данными о температуре поверхности океана, ученые увидели, как сильно потепление воды расширило ареал тигровых акул к Северному полюсу. Рост температуры воды океана всего на один градус Цельсия выше среднего значения приводит к тому, что тигровые акулы подплывают к полюсу на 400 километров ближе, чем обычно. Потепление отразилось и на сроках миграций: теперь к северо-восточному побережью США акулы приплывают в среднем на 14 дней раньше, чем 10 лет назад.

Результаты исследования крайне важны для сохранения тигровых акул, так как новые маршруты выводят их за пределы охраняемых районов, делая уязвимыми для коммерческого рыболовства. К тому же изменения миграций могут иметь огромные последствия для экосистемы: ведь тигровые акулы — высшие хищники, занимающие вершину цепочек питания. Их перемещения могут нарушить устоявшиеся взаимодействия морских животных. Кроме того, теперь тигровые акулы будут все чаще встречаться с людьми.