Генетический сбой привел к появлению «многополых» пчел - Naked ScienceNaked Science
29.11.2018, 07:34
Naked Science

Генетический сбой привел к появлению «многополых» пчел

Биологи исследовали мозаицизм пчел, найдя насекомых, унаследовавших геном от трех отцов, а также от двух, но зато без матери.

bees0

Единственная фертильная самка во всей пчелиной колонии — царица — откладывает и оплодотворенные, и неоплодотворенные яйца. Большинство из оплодотворенных развиваются в рабочих особей, стерильных самок, а неоплодотворенные становятся самцами-трутнями и несут лишь половину из двойного комплекта хромосом. Впрочем, эта классическая схема на деле оказывается более запутанной, и некоторые детали родительских отношений у пчел плохо понятны до сих пор.

Саре Аамидор (Sarah Aamidor) и ее коллегам удалось найти сразу 11 гинандроморфных особей в одной колонии и рассмотреть их анатомию. У пяти ученые обнаружили обычные для рабочих самок недоразвитые яичники, а у трех — крупные, характерные для цариц; еще у двух нашлись недоразвитые мужские половые органы и у одной особи — нормально развитые. Генетический анализ внес еще больше путаницы: у девяти пчел нашелся генетический мозаицизм, сочетающий геномы матери и двух-трех отцов, а геном одной особи — и вовсе не содержал материнских хромосом и образовался слиянием двух отцовских.

Ученые не считают, что гинандроморфизм несет для пчел какую-то пользу. Скорее всего, распространенность этой аномалии в изученной колонии — результат сбоя в работе механизмов наследственности, вызванного опасной мутацией у самой царицы. Этот сбой нарушает селекцию отцовских хромосом в яйце и приводит к появлению мозаичных насекомых.