22.12.2021
1 965

Этологи узнали, что пожилые слоны сдерживают агрессию молодых самцов

4.8

Исследование ученых из Великобритании показало, что самцы слонов ведут себя агрессивнее, когда в группе мало старых особей.

Слоны / ©Getty images

Большинство современных этологов считают слонов одними из самых умных животных. Масса их мозга — чуть менее пяти килограммов, он содержит около 300 миллиардов нейронов. К тому же у этих животных очень большой неокортекс, уступающий по своей сложности лишь неокортексу у людей, шимпанзе и дельфинов.

Азиатские слоны, в свою очередь, обладают самым крупным объемом коры головного мозга (отвечающей за познавательные способности) по сравнению со всеми наземными существами. Есть мнение, что средний IQ слонов примерно равен такому показателю ребенка семи лет. Способности к созданию орудий труда у них находятся на уровне семейства гоминид. Неудивительно, что слоны имеют сложную социальную организацию, о которой до сих пор известно далеко не все.

Ученые из Университета Эксетера (Великобритания) узнали новые подробности о жизни этих удивительных созданий и представили свои выводы в журнале Proceedings of the Royal Society B. В течение трех лет они изучали поведение 281 самца африканского слона из национального парка Макгадикгади-Панс (Ботсвана).

Известно, что мужские особи многих крупных видов млекопитающих значительную часть жизни проводят в группах одного с ними пола, вдали от самок. У долгоживущих видов эти группы могут состоять из особей совершенно разного возраста. То же самое наблюдалось у слонов.

Исследователи разделили животных на четыре возрастные группы: подростки (10-15, 16-20 лет) и взрослые (21-25, 26 и старше). Как выяснилось, если в группе было меньше пожилых особей, более молодые самцы вели себя агрессивнее (и больше боялись), чем представители групп, в которых преобладали старые слоны. Агрессия была направлена не на членов собственной «стаи», а на транспортные средства, людей, домашний скот и другие виды животных.

«Похоже, присутствие более знающих, пожилых слонов в группах может сыграть ключевую роль в поддержании спокойствия молодых, менее опытных самцов и снижении их восприятия угрозы, что означает меньший риск агрессии по отношению к людям и другим видам животных», — резюмировала ведущий автор исследования Конни Р. Б. Аллен. Это означает, что охоту на старых самцов необходимо ограничивать (зачастую она разрешена именно в силу возраста слонов).