Слоны оказались рекордсменами по краткости сна среди млекопитающих — Naked ScienceNaked Science
03.03.2017, 07:11
Naked Science

Слоны оказались рекордсменами по краткости сна среди млекопитающих

В естественных условиях слоны тратят на сон лишь около двух часов в сутки – меньше, чем любые другие млекопитающие.

mg_7529-bull-lying-down-cb

До сих пор измерять продолжительность сна у слонов удавалось лишь в неволе, где она составляет от трех до семи часов. Однако в дикой природе, где им постоянно приходится бороться за выживание, они уделяют сну еще меньше времени. К такому выводу пришли ученые из южноафриканского Витватерсрандского университета, работающие во главе с Полом Мэнгером (Paul Manger), которым впервые удалось проследить за циклами суточной активности у слонов в естественных условиях.

Задача эта не из простых. Просто лежащее с закрытыми глазами животное может и не спать, и самым надежным способом убедиться в этом была бы электроэнцефалограмма, однако у слонов слишком крупный и толстый череп для того, чтобы приспособить обычные электроды. Мэнгер и его коллеги нашли другой подход, разместив миниатюрные датчики движений на хоботах группы слонов, обитающих в Национальном парке Чобе на территории Ботсваны. Пока слон бодрствует, его хобот почти всегда остается в движении – ученые отмечают, что уже пятиминутное бездействие хобота, скорее всего, означает, что животное заснуло.

Авторы проводили мониторинг в течение 35 дней без перерыва, заметив, что в среднем на сон слоны тратят по два часа каждый день, разделяя это время на 4–5 кратких промежутков. Большая часть таких периодов регистрируется между часом ночи и шестью часами утра.

В статье, опубликованной журналом PLoS ONE, Мэнгер и его соавторы добавляют, что и этого краткого сна слоны могут себе не давать: в течение всего времени наблюдений пять ночей они вообще не спали, оставаясь «на ногах» по 48 часов и при этом откочевывая на большие для них расстояния – до 30 км – возможно, чтобы уйти подальше от львов или браконьеров, оказавшихся неподалеку. Впрочем, и остальные дни слоны продолжали перемещаться и проводили ночи каждый раз на новом месте.

Кроме того, ученые закрепляли на животных небольшие гироскопы, по данным которых можно было зарегистрировать, стоит слон или лежит. Это позволило ответить на еще один насущный вопрос: спать они могут и стоя, и лежа. Из 35 суток исследований лежа они спали только 10 ночей, остальные – стоя.