Эксперименты подтвердили способности ночных бабочек пользоваться «акустическим камуфляжем» от летучих мышей

Британские биологи оценили эффективность пассивной защиты бабочек от летучих мышей — «акустического камуфляжа», скрывающего их от ультразвука.

©Gary Saunders, Flickr

Летучие мыши охотятся по ночам с помощью эхолокации, по сигналу отраженного ультразвука. Это древний метод, появившийся еще десятки миллионов лет назад, и насекомые имели достаточно времени для того, чтобы адаптироваться для противостояния ему. Так, многие бабочки сами прекрасно различают ультразвук, что позволяет им избегать встреч с хищниками.

Однако некоторые бабочки глухи и используют совершенно иную, пассивную тактику спасения — Томас Нил (Thomas Neil) и его коллеги из Бристольского университета впервые обратили на нее внимание еще пару лет назад. В новой статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface, ученые рассказывают о результатах исследований «глухих» ночных павлиноглазок Antherina suraka и Callosamia promethea.

Биологи рассмотрели под микроскопом длинные, похожие на волоски хеты на груди насекомых, заметив, что они напоминают структуру покрытий, которые используются для поглощения ультразвукового сигнала. Авторы предположили, что эти чешуйки могут играть роль «акустического камуфляжа», маскирующего насекомое от эхолокации рукокрылых. И действительно: лабораторные эксперименты показали, что тело бабочки способно поглощать до 85 процентов акустической энергии ультразвуковых волн.

По оценкам ученых, это на четверть сокращает дистанцию, с которой летучая мышь способна заметить потенциальную жертву. «Просто поразительно, что насекомые смогли достичь того же уровня поглощения, что и искусственно разработанные покрытия, — говорит Томас Нил, — только их вариант намного легче и тоньше».