22.02.2019
Редакция Naked Science

CRISPR-дети из Китая, помимо иммунитета к ВИЧ, могут обладать лучшими когнитивными функциями и переносимостью инсульта

Когда в прошлом году известный китайский ученый Хе Цзянькуи (He Jiankui) отредактировал гены детей-близнецов, его целью было сделать их невосприимчивыми к ВИЧ. Ученые, знакомые с генетическими изменениями, которые тот проделал, утверждают, что манипуляции могут иметь масштабные последствия.

hejiankui

Ген CCR5, которым занимался Цзянькуи, действительно связан с восприимчивостью к ВИЧ. Дело, однако, в том, что новое исследование, опубликованное в журнале Cell, утверждает, что он также улучшает когнитивные функции — это было доказано в ходе экспериментов на мышах. Помимо этого, ген может способствовать восстановлению человека после инсульта и коррелировать с успехами в обучении — значит, первые люди с генетически улучшенными умом и памятью уже родились.

Нет прямых доказательств того, что Хе преследовал цель улучшить и мозг близнецов Лулу и Наны, хотя, учитывая его высокие установки на будущее без ВИЧ, кажется правдоподобным, что он был бы только рад таким результатам. Тем не менее свидетельства, собранные MIT Tech Review, предполагают, что он, вероятно, все же был осведомлен о роли, которую CCR5 играет в мозге.

Алчино Сильва (Alcino Silva), нейробиолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, годами изучал связи между когнитивными способностями человека, формированием памяти и геном CCR5. В 2016 году Сильва и Миу Чжоу (Miou Zhou), профессор Западного университета медицинских наук в Калифорнии, показали, что удаление гена CCR5 у мышей значительно улучшает их память.

«Мы считаем, что Цзенкуи действительно повлиял на их мозг, и эти мутации, вероятнее всего, окажут свое воздействие на когнитивные функции близнецов», — утверждает Силва, который работал и над новым исследованием.

Вместе с тем Сильва уверен, что Хе не должен был проводить свои исследования, потому что нет никакого способа предсказать, как это повлияет на жизнь новорожденных детей.

«Я не был бы ученым, если бы не сказал, что в будущем мы действительно будем иметь возможность повысить средний IQ населения: это доказывают многочисленные эксперименты на мышах. Но мыши не люди, а пока мы попросту не знаем, каковы будут последствия таких действий. Мы еще не готовы к этому», — уверен специалист.

Группа исследователей, которую возглавляет Сильва, заявила, что Хэ не общался с ними относительно этой темы. Тем временем на саммите в Гонконге, где китайский ученый впервые обнародовал результаты своих трудов, он также заявил, что знаком с работами Силвы в сфере гена CCR5, однако их итоги, по его словам, требовали независимого подтверждения. Он подчеркнул, что выступает против редактирования генома для создания более совершенных людей.