Китайские ученые утверждают, что создали первых генно-модифицированных детей

Китайские ученые утверждают, что создали первых генно-модифицированных детей

Команда исследователей из КНР заявила об успешном применении технологии CRISPR для редактирования человеческих эмбрионов, в результате чего родились две здоровые девочки.

i-v-f-11

Мир, встречай Лулу и Нану! Согласно китайской исследовательской команде, эти близняшки — первые генетически модифицированные человеческие существа.

Изначально исследование было описано на сайте издания Technology Review, где упоминались медицинские документы из Китайского реестра клинических испытаний, принадлежавшие Хе Джанкуи — исследователю из Южного университета науки и технологий в Шэньчжэнь.

Судя по документам, исследовательская группа проводит испытания по изменению гена CCR5, используемого ВИЧ при заражении людей. Для этого команда применила технологию CRISPR/Cas9. Таким образом ученые надеялись сделать девочек устойчивыми к ВИЧ на протяжении всей жизни.

Видео, в котором Хе рассказывает о процедуре редактирования генов эмбрионов / © YouTube/The He Lab

На ютьюб-канале исследовательской лаборатории в деталях описан этот монументальный прорыв в редактировании генов: как утверждается, близняшки «пришли в этот мир настолько же здоровыми, как и любые другие дети» и при редактуре гена CCR5 все прошло безопасно. Согласно изданию Associated Press, исследовательская команда генетически изменила эмбрионы семерых пар — и только в одном случае была зафиксирована беременность.

Однако исследование должно быть независимо подтверждено, пока что оно не было опубликовано ни в одном научном журнале. Поэтому видео Хе похоже скорее на рекламу прорыва, чем на подтверждение фактического исследования. Крайне необычно, что ученый делится своей работой таким способом, так что к заявлению стоит отнестись с некоторым скептицизмом.

Китайские ученые уже были осуждены научным сообществом за редактирование человеческого генома в 2015 году, когда исследователи из Гуанчжоу сообщили, что почти успешно отредактировали эмбрионы. В 2016-м Великобритания разрешила использовать CRISPR для редактирования пожертвованных эмбрионов в научных целях. Япония сделала то же самое в октябре 2018-го. Однако по поводу применения этой технологии все еще есть этические вопросы, а некоторые страны и вовсе запрещают ее.