05.02.2022
Мария Осетрова
5 825

Креативность предсказали по структуре функциональных связей в мозгу

3.9

Исследователи впервые установили связь между склонностью к творчеству в реальной жизни, структурой семантической памяти и функциональной связностью между различными регионами мозга. Им удалось предсказать измеренный при помощи тестов уровень креативности на основании функциональной магнитно-резонансной томографии мозга.

© Anders Sandberg / Flickr

Креативностью называют способность создавать что-то новое и подходящее для определенного контекста, а затем внедрять эти инновации для решения повседневных задач. В большей степени она проявляется в творческих видах деятельности — музыке, изобразительном искусстве, науке. Ученые пока до конца не разобрались, какие когнитивные механизмы определяют творческие способности, однако ряд теорий и исследований указывает на важную роль структуры семантической памяти. Иными словами, предполагается, что на творческие способности влияет то, как элементы нашего знания об окружающем мире связаны между собой.

В новом исследовании ученые из Парижского института мозга совместно с коллегами из Израиля и Австрии объединили три уровня исследований мозга, чтобы оценить влияние структуры семантической памяти на креативность. Сотню испытуемых попросили пройти тест для оценки креативности в повседневной жизни, где учитывался интерес к восьми типам творческих активностей — таких как литература, кулинария, театральное искусство — и достижения в них.

Для построения индивидуальной семантической сети участники должны были оценить по шкале от нуля до 100 степень связанности 35 различных понятий, каждого с каждым, то есть 595 пар. Пока добровольцы давали оценки, активность их мозга записывали при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии.

Так исследователи получили для каждого испытуемого три типа характеристик: оценки уровня креативности в повседневной жизни, индивидуальную структуру семантической сети для 35 понятий, а также степень функциональной связности различных регионов мозга, которая отражает сходство в профиле их активации. Прежде всего ученые выяснили, как структура семантической сети связана с творческими способностями: оказалось, большей креативностью обладают люди с более компактными и менее сегрегированными семантическими сетями, которые не распадаются на смысловые модули. Авторы статьи предполагают, что такая структура позволяет людям легче извлекать отдаленные ассоциации и, соответственно, быстрее находить нестандартные решения.

Затем ученые определили, функциональная связность между какими регионами определяет эти структурные характеристики семантических сетей и, соответственно, влияет на креативность. Наконец, «замыкая петлю», исследователи выяснили, как характеристики семантической сети опосредовали отношения между функциональной связностью и творчеством в реальной жизни.

Это первая работа, которая связывает три уровня исследования — поведение в реальной жизни, когнитивные процессы и функциональную активность мозга — и дает новое понимание нейрокогнитивных механизмов, лежащих в основе креативности в реальной жизни.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science Advances.