19 марта
Мария Кривоченко

Черепахи, акулы и пингвины плавают кругами. Ученые не понимают, почему это происходит

3.4

Во время морских исследований японские ученые случайно заметили, что некоторые морские животные плавают кругами в прибрежных водах. Пока причина такого поведения остается загадкой, одно из возможных объяснений — навигация.

Иллюстрация показывает, как плавают животные / ©Narazaki et al. / iScience

Томоко Нарадзаки, сотрудница Токийского университета в Японии, изучала навигацию зеленых черепах у побережья Мохели, одного из островов Коморских островов в Индийском океане, и японского острова Чичидзима в Тихом океане. Она заметила, что животные отплывают от места размножения и потом снова возвращаются. Таким образом, черепахи проплывали до 76 кругов, каждый из которых занимал 16-20 секунд.

Сначала биолог решила, что метки слежения сломались. Она сообщила об этом коллегам, которые используют такое же оборудование на других морских животных. Но во время наблюдений ученые поняли, что по такой же траектории часто плавают тигровые и китовые акулы, клюворылы, антарктические морские котики и королевские пингвины.

Так, они зафиксировали 272 случая «кружения» у тигровых акул. Рыбы могли сделать подряд от двух до 30 кругов, плавая примерно на одной глубине. В среднем диаметр каждого круга составлял 9,4 метра, а продолжительность вращения — пять с половиной минут. Подробности наблюдений опубликованы в журнале iScience.

По предположениям биологов, такое поведение связано с охотой: например, горбатые киты поворачиваются, чтобы захватить добычу. Но клюворылы, королевские пингвины и морские котики кружатся у поверхности воды, а кормятся на глубине. Кроме того, оказалось, один из помеченных самцов тигровой акулы двигался по кругу, приближаясь к самке.

Другое объяснение — навигация. «Черепахи кружились в, казалось бы, важных для навигации точках», — отметила Нарадзаки. Пока не совсем ясно, как зеленые черепахи ориентируются в воде, однако ранние исследования показали, что они способны улавливать магнитные поля. Вращение может помочь черепахам ориентироваться по магнитным полям по разным направлениям. А многократные повторения нужны, чтобы откалибровать свое положение.

Размер выборки исследования был небольшим, поэтому Нарадзаки и ее коллеги планируют изучить поведение большего числа животных, относящихся к разным видам. В будущем они хотят подтвердить, что морские животные кружатся, чтобы ориентироваться в пространстве.