Биологи установили состав «свадебного одеколона» лемуров — Naked Science

Биологи установили состав «свадебного одеколона» лемуров

4.5

Японские ученые выяснили состав пахучего секрета самцов кольцехвостых лемуров, цветочно-фруктовый аромат которого привлекает самок.

©Chigusa Tanaka, Japan Monkey Centre

Люди — не единственные приматы, использующие парфюмерию для привлечения потенциальных партнеров. Самцы живущих на Мадагаскаре кольцехвостых лемуров (Lemur catta) также повышают свою привлекательность, полагаясь на фруктово-цветочные ароматы, которые производят расположенные на запястьях железы. Японским ученым удалось идентифицировать три ключевых компонента этого запаха. Об этом они сообщают в новой статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Разумеется, запахи играют большую роль в жизни кольцехвостых лемуров, участвуя в установлении территориальных границ и социального статуса, сигнализируя о готовности к спариванию и рождению потомства. Но если в обычном состоянии животное распространяет горький аромат, то в сезон размножения он меняется, становясь мягким, фруктово-цветочным. Самцы тщательно протирают свои роскошные хвосты лапками, смазывая их секретом желез, — и во время ухаживаний стараются помахивать ими поближе к мордочке самки, чтобы та почувствовала запах.

Это поведение исследовала команда профессора Токийского университета Казусиге Тоухара (Kazushige Touhara). Ученые собрали пахучий секрет у четырех самцов и представили их самкам, показав, что «фруктовый» аромат они обнюхивают и «оценивают» вдвое дольше, чем обычный «горький», а иногда и облизывают пахнущий предмет.

©Caitlin Devor, University of Tokyo

Газовая хроматография с масс-спектрометрией позволили выяснить состав пахучего секрета. Его ключевыми компонентами оказались три альдегида: додеканаль, 12-метилтридеканаль и тетрадеканаль. Во «фруктовом», «свадебном» запахе лемуров этих ароматных летучих веществ содержалось намного больше, нежели в обычном. Кроме того, искусственно приготовленная смесь этих трех соединений привлекала самок, как и обычный запах самца.

Додеканаль содержится в эфирных маслах цитрусовых растений и благодаря своему сильному цветочному запаху широко применяется в парфюмерии. Однако не реже он встречается и среди животных, участвуя, например, в узнавании овцами своего потомства. Тетрадеканаль известен в качестве феромона насекомых — и вообще, как отмечает профессор Тоухара, все три эти альдегида часто применяются для коммуникаций самыми разными животными.

Чем крупнее звезда, тем в норме больше средний радиус ее планет. До недавних пор причины этого были не вполне ясны. Сейчас астрономы показали, что ситуацию нельзя объяснить только тем, что у крупных звезд массивнее и планеты: как оказалось, важную роль играет совсем другой фактор.

Новый самолет будет иметь боевой радиус 1500 километров, а его боевая нагрузка превысит семь тонн.

Разработанная в этой латиноамериканской стране Abdala, если сообщения о ней точны, — первая в мире успешная субъединичная вакцина от коронавируса. Особенно необычно это потому, что на Кубе распространены штаммы, лучше других обходящие вакцинную защиту. Несмотря на это, Abdala показывает такой же уровень защиты, какой «Спутник» показывал в отношении базового штамма коронавируса.

Американские ученые выяснили, что всего семь процентов нашего генома характерны исключительно для Homo sapiens: все остальные его части были такими же, как у людей других видов, а также более далеких предков.