10.03.2021
1 457

Вокруг Веги может вращаться массивная и очень горячая планета

5.3

Десятилетние наблюдения одной из самых близких и ярких звезд на небе показали, что за окружающим ее диском пыли может находиться крупная планета, раскаленная почти до 3000 °С.

Яркая Вега прекрасно видна и невооруженным глазом
Яркая Вега прекрасно видна и невооруженным глазом / ©Stephen Rahn

Вега — ярчайшая звезда в созвездии Лира и одна из пяти самых ярких на всем ночном небе. Она сильно моложе Солнца, в несколько раз массивнее его и намного ярче. К тому же находится всего в 25 световых годах, что делает ее одной из самых удобных для наблюдения звезд. Если не считать того же Солнца, Вега — первая звезда, для которой определили спектральный состав.

Вегу окружает обширный пылевой диск радиусом около 120 астрономических единиц (расстояний от Земли до Солнца). Считается, что сама звезда ориентирована к нам почти точно своим полюсом, так что мы видим ее посередине «дыры» в центре пылевого диска. Спенсер Хёрт (Spencer Hurt) и его коллеги из Университета штата Колорадо проследили за точным положением Веги на небе с помощью более чем полутора тысяч снимков, которые были собраны американской Обсерваторией имени Уиппла за примерно десять лет наблюдений.

Слабые колебания в положении звезды способны выдать присутствие близкой планеты — такой метод поиска экзопланет называют доплеровским. Действительно, он показал, что вокруг Веги может вращаться экзопланета, совершая полный годовой оборот за 2,43 земных суток. Ученые сообщают об этом в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

Массу потенциальной экзопланеты оценивают не менее чем в 20 масс Земли. Ее размер может находиться в промежутке между Нептуном (примерно вчетверо крупнее Земли) и Юпитером (в 11 раз крупнее), но может быть и значительно большим. Судя по периодичности вращения, планета должна располагаться ближе к Веге, чем Меркурий к Солнцу.

На таком расстоянии от молодой и яркой звезды она сильно раскалена и способна «раздуваться», увеличиваясь в объеме. По оценкам Хёрта и его коллег, температура там должна составлять около 2980 °С. Если существование планеты подтвердится, она может стать второй в числе самых горячих миров, известных науке, — после знаменитой экзопланеты KELT-9 b, раскаленной выше 4000 °С.