У далекой экзопланеты нашлась атмосфера из железа и титана — Naked Science

У далекой экзопланеты нашлась атмосфера из железа и титана

В атмосфере самой горячей из известных планет обнаружили железный и титановый пар.

jpg_2303x1358

Открытая в 2017 году экзопланета Kelt-9b находится в 650 световых годах от нас, в созвездии Лебедь, это газовый гигант почти втрое тяжелее Юпитера. Ее материнская звезда примерно вдвое ярче и горячее Солнца, а планета находится к ней в 30 раз ближе, чем Земля к Солнцу, делая полный оборот всего за полтора суток. В результате дневная сторона Kelt-9b раскалена более чем до 4000 °С; это самая жаркая среди всех известных экзопланет. Температура на ее ночной стороне может достигать 2000 градусов.

Профессор Бернского университета Кевин Хенг (Kevin Heng) и его коллеги провели теоретическое моделирование атмосферы этого сверхгорячего юпитера. Работа показала, что молекулярных газов в ней быть не должно: при такой температуре и под чрезвычайно жестким излучением звезды все они переходят в атомарную и ионизированную форму, делая атмосферу Kelt-9b похожей на атмосферу не планет, а настоящих звезд.

Кроме того, ученые использовали работающий на Канарских островах телескоп Galileo, чтобы наблюдать за проходом Kelt-9b на фоне ее звезды. Мельчайшие изменения в спектре излучения звезды, которое прошло сквозь атмосферу экзопланеты, позволили изучить ее состав. В статье, опубликованной в журнале Nature, астрономы сообщают о том, что доминирует здесь водород. Однако в нем обнаруживаются также газообразные атомы и ионы железа (Fe и Fe+) и титан (Ti+). Авторы отмечают, что это первое наблюдение железа на планете в другой звездной системе.

В России впервые в мире зарегистрировали вакцину от коронавируса, но, кажется, этому никто не рад. Многие пишут, что так быстро медицинские средства выпускать нельзя – они не успеют пройти все проверки. Иные оценивают это как «большой эксперимент на людях». Утверждается, что еще до третьей фазы клинических испытаний Спутник-V введут миллионам российских граждан – в ближайший месяц. Сообщают, что у новой вакцины очень много побочных реакций, а вот защитных антител она, якобы, дает мало. Каждый из этих тезисов в той или иной степени неверен. Впрочем, это вовсе не значит, что вакцина обязательно работает. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.