Возле альфы Центавра А обнаружили планету — Naked Science

Возле альфы Центавра А обнаружили планету

6.2

Телескоп напрямую снял возможную планету в «зоне обитаемости» одной из ближайших звезд — первой в системе альфы Центавра.

Планета в системе альфы Центавра: взгляд художника
Планета в системе альфы Центавра: взгляд художника / ©Michael Helfenbein

Ближайшие к нам звезды образуют тройную систему, которая с Земли выглядит как одна — альфа Центавра. Расстояние до них составляет менее 4,4 светового года, и телескопы вполне позволяют различить все три звезды. У самой тусклой (и самой близкой) Проксимы Центавра обнаружили как минимум две планеты, теоретически подходящие для развития жизни. Фонд Breakthrough даже рассматривает отправку туда межзвездной миссии.

Реализуется и проект Breakthrough Watch, направленный на более детальное исследование звезд и планет альфы Центавра. В рамках этого проекта астрономы провели эксперимент NEAR (New Earths in the Alpha Centauri Region — «Новые земли в области альфы Центавра») для поиска новых землеподобных планет в самой системе и у соседних звезд. И наблюдения увенчались успехом, о чем сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Команда ученых во главе с Кевином Вагнером (Kevin Wagner) из Аризонского университета использовала работающий в Чили оптический телескоп VLT. На него установили новый коронограф, экранировавший излучение от альфы Центавра А. Наблюдения проводили в 2019 году, экспозиция составила около 100 часов. На полученных снимках возле звезды удалось рассмотреть крошечную точку.

©Wagner et al., 2021

По-видимому, инструмент напрямую зарегистрировал присутствие небольшой, размером с Нептун (примерно вчетверо крупнее Земли), экзопланеты. Орбита ее находится в зоне обитаемости материнской звезды — на таком расстоянии, где температура не слишком велика или низка, а вода может сохраняться в жидком виде. Годовой оборот она делает примерно за 10 наших лет. Стоит отметить, что сам Нептун лишен твердой поверхности. Возможно, и вновь обнаруженная планета является таким газовым гигантом.

Однако окончательно это предстоит подтвердить другими методами. Альфа Центавра А и альфа Центавра В образуют довольно тесную пару, обращаясь друг вокруг друга всего за 80 лет. Это создает довольно нестабильную гравитационную обстановку. Теоретически она может препятствовать и росту планет, и стабильности их существования. К тому же метод наблюдений использован действительно инновационный. Поэтому новая находка нуждается в дополнительных тщательных проверках.