Вода древнего Марса могла уйти в кору планеты — Naked Science

Вода древнего Марса могла уйти в кору планеты

5.8

Новая модель эволюции Красной планеты предполагает, что большая часть ее воды не улетучилась в космос, а осталась связанной в минералах марсианской коры.

Так мог выглядеть древний, покрытый водой Марс
Так мог выглядеть древний, покрытый водой Марс / ©NASA

Молодой Марс был окружен атмосферой, покрыт озерами и океанами воды. Считается, что слишком небольшие размеры и слабая магнитосфера не позволили ему долго удерживать эти легкие соединения, и около трех миллиардов лет назад планета потеряла атмосферу, а затем — влагу. Сегодня Марс — холодная и мертвая пустыня, по которой проносятся лишь пылевые смерчи и бури.

Однако новая работа команды ученых во главе с Евой Шеллер (Eva Scheller) из Калифорнийского технологического института показывает, что для соседней планеты еще не все потеряно. Их модель предсказывает, что не менее трети древней воды — а возможно, и практически вся она — не улетучилась в космос, а рассеялась в коре Марса и сегодня сохраняется на глубине. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

По современным представлениям, некогда воды на Марсе было столько, что она могла бы полностью покрыть его поверхность слоем глубиной от 100 до 1500 метров (для сравнения: 1000-метровый слой по объему эквивалентен Атлантическому океану на Земле). Считается, что с потерей атмосферы испарившиеся молекулы воды быстро взаимодействовали с солнечным ультрафиолетом и распадались на кислород и водород. Активный кислород связывался в форме оксидов, а сверхлегкий водород улетучивался в космос.

Эволюция Марса и его воды / ©Caltech

С другой стороны, определенные количества воды обнаруживаются на Марсе до сих пор, а значит, этот процесс еще не завершился. При этом скорости улетучивания водорода, которую измерили орбитальные зонды, едва достаточно для того, чтобы вся вода успела улетучиться даже за три миллиарда лет. Эти нестыковки заставляют сомневаться в общепринятой картине «осушения» Марса.

Поэтому Шеллер и ее коллеги обратились к результатам минералогических исследований, которые провели марсоходы, а также ученые на Земле, исследуя метеориты марсианского происхождения. Они предположили, что вода могла не исчезнуть в космосе, а скрыться в местных породах — в составе гидратированных минералов, как это происходит и на нашей планете. По расчетам авторов, за один-два миллиарда лет этот процесс мог связать от 30 до 99 процентов влаги Марса, и лишь остальная часть улетучилась.

Из-за недостаточно полных знаний о строении и составе поверхности Красной планеты, о ее прошлом, более точные цифры получить пока не удается. Тем не менее предложенную модель реально проверить: так, новый марсоход Perseverance работает на дне древнего озера, где способны сохраняться образцы возрастом более трех миллиардов лет. На их примере можно изучить процесс связывания воды минералами марсианской коры.