7 004

Жизнь на Марсе должна была находиться на большой глубине

4.5

Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что, если жизнь в течение долгого времени и могла существовать на Красной планете, то, вероятно, лишь глубоко под поверхностью.

Жизнь на Марсе должна была находиться на большой глубине / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Science Advances. Споры о том, была (или есть) жизнь на Марсе и где именно она могла базироваться, продолжаются с XVII века, когда астрономы впервые обнаружили полярные шапки на планете и установили, что там присутствует вода — пусть и в виде льда. Позже нашли доказательства наличия и жидкой воды на Красной планете в прошлом (от 4,1 до 3,7 миллиарда лет назад) — высохшие русла рек и породы, образованные при воздействии жидкой воды.

Но был ли Марс теплой и влажной планетой или холодной и засушливой в те времена — большой вопрос. Ведь четыре миллиарда лет назад Солнце излучало примерно на 30 процентов меньше тепла (так называемый парадокс слабого молодого Солнца). А ведь Красная планета находится дальше от светила, чем Земля, поэтому ей должно было доставаться еще меньше солнечной энергии, чем сегодня. Даже если атмосфера Марса была насыщена парниковыми газами, долгое время удерживать тепло, исходя из результатов моделирования, планете было непросто.

На основе изучения наборов данных о Марсе ученые из Ратгерского университета, Дармутского колледжа и Университета штата Луизиана (США) предположили, что парадокс слабого молодого Солнца по крайней мере частично можно «примирить» с тем, что на Марсе могла быть вода в жидком состоянии, если планета в прошлом обладала сильным геотермальным теплом — то есть таким, которое идет из ее собственных недр. Точно так же, как сегодня на Земле поддерживается тепло, образующее подледные озера Антарктиды или Гренландии.

Таким образом, по мнению американских исследователей, вода в условиях Марса около четырех миллиардов лет назад могла поддерживаться в жидком состоянии в основном лишь на большой глубине — до нескольких километров. Ведь планета, как известно, довольно быстро потеряла магнитное поле и почти всю свою атмосферу. Поэтому, если жизнь когда-нибудь и зародилась на Марсе, то она должна была следовать за водой — вниз, в глубину его недр, где ее поддерживало геотермальное тепло. В таких условиях, возможно, она могла существовать довольно долго.